Налоговый кодекс ( ст 286.1 инвестиционный налоговый вычет ндфл нк рф 2021 )

П.2 ст.286 НК РФ

Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. (В редакции Федерального закона от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей. (В редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ)

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года. (Абзац введен — Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ)

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала. (Абзац введен — Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ)

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия. (Абзац введен — Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ)

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются. (Абзац введен — Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ)

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода. (В редакции Федеральных законов от 29.05.2002 № 57-ФЗ; от 24.11.2014 № 366-ФЗ)

В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. (Абзац введен — Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ)

При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода. (Абзац введен — Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ)

Допустимость взыскания ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль

Обратимся к ст 286 НК РФ с комментариями 2016 года. Она определяет порядок исчисления авансов по налогу, но не содержит разъяснений касающихся таких взысканий.
В настоящий момент есть две судебные позиции, и расхожие мнения экспертов.
Есть множество судебных решений и информ. письмо ВАС РФ, которые выражают мнение о допустимости принудительного взыскания авансов по налогу на прибыль. Суды указывают, что налоговая служба вправе направить требование об уплате ежемесячных платежей и, при его невыполнении, взыскать долг принудительно.
При этом такое же большое количество судебных решений содержит противоположный вывод о недопустимости такого взыскания. Судьи называют авансовые платежи промежуточными, так как они платятся не за весь отчётный период, а лишь за его часть. На этом основании неуплата аванса не признаётся налоговой недоимкой, а значит и требование об уплате аванса не направляется.
При этом есть эксперты поддерживающие как одну, так и за другую позицию. Поэтому при возникновении спора правоту придётся доказывать.

Комментарий к Статье 286 НК РФ

Организация по своему выбору может перечислять ежемесячные авансовые платежи исходя из:

— прибыли, полученной в предыдущем квартале;

— фактически полученной прибыли за месяц.

Если организация решила платить ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале, налог, который следует перечислить в январе, феврале и марте, равен суммам, которые предприятие было обязано уплатить в бюджет в октябре, ноябре и декабре прошлого года (п. 2 ст. 286 НК РФ).

В апреле бухгалтер должен рассчитать налог исходя из прибыли, фактически полученной за I квартал. Если результат превысит сумму, перечисленную в течение этого квартала, разницу нужно доплатить до 28 апреля включительно. В том же случае, когда сумма ежемесячных платежей оказалась больше налога, начисленного по итогам I квартала, переплату можно зачесть в счет будущих платежей. Далее авансы по прибыли за полугодие и 9 месяцев считаются аналогично.

Организация, решившая перечислять ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической полученной за месяц прибыли, должна уведомить об этом налоговиков не позднее 31 декабря предшествующего года (п. 2 ст. 286 НК РФ). Размер платежа в таком случае рассчитать несложно. Так, до 28 февраля перечисляют налог, исчисленный с январской прибыли. А до 28 марта в бюджет уплачивают сумму, которую можно рассчитать по такой формуле:

АПм = Няф — Ня,

где АПм — авансовый платеж, который нужно перечислить до 28 марта;

Няф — суммарный налог на прибыль за январь и февраль;

Ня — налог на прибыль, уплаченный по итогам января.

Кроме того, в марте нужно заплатить налог по итогам 2006 г. Сумма такого платежа равна разнице между налогом, исчисленным за январь — декабрь и январь — ноябрь

Обратите внимание, что налог за 2006 г. надо перечислять в три бюджета: федеральный, региональный и местный, по ставкам, которые действовали в прошлом году

Пункт 3 комментируемой статьи называет организации, которым не нужно перечислять ежемесячные авансовые платежи. Они могут уплачивать налог на прибыль лишь раз в квартал.

Прежде всего это касается фирм, чья выручка за четыре предыдущих квартала не превысила 3 000 000 руб. без НДС за каждый квартал. Кроме того, от ежемесячных платежей освобождены:

— бюджетники;

— постоянные представительства иностранных организаций;

— некоммерческие организации, не получающие доходов от реализации товаров, работ или услуг;

— участники простого товарищества в отношении прибыли, полученной от совместной деятельности;

— инвесторы соглашений о разделе продукции (в части доходов от реализации таких соглашений).

Налоговый кодекс РФ освобождает также от ежемесячных налоговых платежей вновь созданные организации. Они могут перечислять налог раз в квартал до тех пор, пока их выручка не превысит либо 1 000 000 руб. за месяц, либо 3 000 000 руб. за квартал. Но в любом случае первый платеж по налогу на прибыль вновь созданная фирма должна заплатить лишь после того, как закончится квартал, в котором она начала свою деятельность. Это правило действует, даже если доход, полученный в этом квартале, превысил 3 000 000 руб.

Комментарий к ст. 286.1 НК РФ

  1. 1

    Анализ правил п. 1 ст. 284 показывает, что:

    а) они посвящены так называемой общей налоговой ставке по налогу на прибыль организаций. Она устанавливается в размере 24%;

    б) они императивно определяют размер той части общей налоговой ставки, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет (в размере 7,5%) и в местные бюджеты (в размере 2%). Изменить эти размеры можно только путем внесения поправок в ст. 284;

    в) они диспозитивно устанавливают размер части общей налоговой ставки, зачисленной в бюджеты субъектов Российской Федерации. В эти бюджеты, по общему правилу, зачисляется сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе снизить для отдельных категорий налогоплательщиков (с учетом специфики данного субъекта Российской Федерации) налоговую ставку в части сумм налога на прибыль организаций, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, но не более чем на 4 пункта. Таким образом, указанная ставка не может быть ниже 10,5%;

    г) их следует применять с учетом правил п. 4 ст. 12 НК (о том, что местные налоги и сборы в городах Москве и Санкт — Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов Российской Федерации). В связи с этим возник вопрос: вправе ли, например, Московская городская Дума снизить размер налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджеты районов г. Москвы? Даже если такие бюджеты будут созданы, подобного права у Московской городской Думы в данном случае нет. Дело в том, что налог на прибыль организаций — это федеральный налог (не случайно гл. 25 НК «Налог на прибыль организаций» расположена в разделе VIII НК «Федеральные налоги»), а федеральные налоги и сборы (в т.ч. и размеры ставок по ним) устанавливаются непосредственно в нормах НК (п. 2 ст. 12 НК).

  2. 2

    Специфика правил п. 2 ст. 284 состоит в том, что:

    а) они подлежат применению лишь в том случае, когда налогом на прибыль организаций облагаются доходы иностранных организаций (см. коммент. к ст. 246 НК). При этом речь идет только о доходах иностранных организаций, которые не связаны с осуществлением их деятельности на территории Российской Федерации через постоянные представительства;

    б) их следует применять с учетом положений:

    — ст. 306 — 310 НК (см. коммент. к ним);

    — п. 3 ст. 284 НК (см. об этом ниже);

    в) они императивно определяют размеры налоговых ставок с упомянутых выше доходов (иначе говоря, ни налоговые органы, ни законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, ни сами налогоплательщики не вправе изменять размеры налоговых ставок, предусмотренные в п. 2 ст. 284);

    г) в соответствии с ними с доходов иностранных организаций (прямо указанных в п. 2 ст. 284) налог на прибыль организаций взимается по налоговой ставке в размере:

    — 20% с любых доходов, не относящихся к дивидендам и (или) к доходам, полученным в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (см. об этом ниже);

    — 10% от использования (эксплуатации по назначению либо в иных целях, например, в виде передвижного склада), содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств (в т.ч. железнодорожных, автомобильных, речных и т.п.), а также контейнеров и т.п. Однако речь идет только о случаях, когда упомянутые выше объекты используются (содержатся, арендуются) именно в связи с осуществлением международных перевозок: во всех других случаях доходы, полученные от использования (содержания, аренды) этих объектов, облагаются по налоговой ставке 20%.

  3. 3

    В той мере, в какой налогоплательщик налога на прибыль организаций определяет налоговую базу по доходам, полученным в виде дивидендов (при этом речь идет о дивидендах не в том смысле, который вкладывается в понятие «дивиденды» ст. 43 НК, и не в том смысле, который вкладывают в понятие «дивиденд» нормы ГК, Закона об АО, Закона о ценных бумагах, а о дивидендах для целей налогообложения налогом на прибыль организаций, см. коммент. к преамбуле ст. 275 НК), применяются следующие налоговые ставки:

    1) 6% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских ЮЛ — коммерческих организаций (АО, ООО, ПТ и т.д.):

    а) российскими ЮЛ — участниками упомянутых выше российских организаций (т.е. источников выплаты дивиденда). Например, если организация (получатель дивидендов) является акционером ЗАО, полным товарищем КТ;

П.12 ст.286.1 НК РФ

При реализации или ином выбытии объекта основных средств (за исключением ликвидации), который указан в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи и в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии с настоящей статьей, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этого объекта основных средств, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога. (В редакции Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ)

В случае возврата налогоплательщику денежных средств, перечисленных им по договору финансирования, предусмотренному подпунктом 4 пункта 2 настоящей статьи, сумма налога, не уплаченная в связи с применением инвестиционного налогового вычета в отношении соответствующих расходов на создание объектов инфраструктуры, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой сумм пеней, начисляемых со дня истечения установленного статьей 287 настоящего Кодекса срока уплаты налога. (Абзац введен — Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

←статья 286 НК РФстатья 287 НК РФ→

П.2.1 ст.286.1 НК РФ

Размер инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода с учетом положений пункта 9 настоящей статьи в совокупности по всем видам расходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не может быть более предельной величины инвестиционного налогового вычета.

Предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета положений настоящей статьи, и расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной без учета положений настоящей статьи, при условии применения ставки налога в размере, составляющем 5 процентов, если иной размер ставки не определен решением субъекта Российской Федерации.

(Пункт введен — Федеральный закон от 27.11.2018 № 426-ФЗ)

Как получить инвестиционный налоговый кредит

Основная сложность в получении налогового кредита — доказать своё право на такой вид поддержки. Процесс получения кредитования проходит в несколько шагов.

Юридическая консультация у проверенного партнера

Оставить заявку

Шаг 1. Пишем заявление на получение налогового кредита 

Форма заявления установлена в Приложении 1 к Приказу ФНС России . Алгоритм заполнения простой:

  • включите в документ формулировку «заявление о предоставлении налогового кредита»;

  • впишите реквизиты компании;

  • в графе «прошу изменить срок уплаты» укажите вид налога, например, налог на прибыль;

  • в графе «в сумме» укажите примерный расчёт вычета, на который вы претендуете;

  • в графе «на срок» пропишите срок кредитования;

  • дальше нужно указать свою категорию из п. 1 ст. НК РФ;

  • заявление подписывает руководитель.

Одного заявления мало, далее вам нужен весомый пакет документов, обосновывающих ваше право на кредитование.

Собираем документы для получения инвестиционного налогового кредита

Вместе с заявлением в УФНС нужно будет принести довольно объемный пакет документов:

  • документальное подтверждение оснований для получения кредита;

  • документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость оборудования;

  • бизнес-план инвестиционного проекта — нужно показать ФНС, что кредит позволит вашей компании повысить эффективность работы;

  • информацию о сроке кредитования;

  • данные об источниках, за счет которых планируется погашение кредита;

  • расчёт налога, по которому вы запрашиваете кредитование;

  • бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах;

  • под кредитование нужны поручительство или залог — предоставьте документы на имущество;

  • справка из ИФНС об отсутствии задолженности — с долгами по налогам кредитовать точно не станут;

  • копии учредительных документов — устав, решение о назначении директора, свидетельство о регистрации;

  • расчет бюджетной эффективности — может быть как элемент бизнес-плана, нужно показать, сколько заработает государство за счёт вашего кредитования.

Подать заявление и документы можно в любое время.

Учитываем особенности бизнес-плана

При построении бизнес-плана нужно доказать, что уменьшение налогов к уплате в рамках срока действия договора позволит высвободить часть денег и направить их на развитие бизнеса. В идеале в плане должна расти прибыль. Во-первых, так вы покажете эффективность своей работы

Во-вторых, рост прибыли компании влечёт увеличение налогов к уплате, что особенно важно для бюджета. 

ФНС положительно оценит и рост рабочих мест, так как при этом вырастут отчисления в фонды и НДФЛ к уплате. Рассмотрим логику бюджетной эффективности на примере:

Ежегодно компания уплачивает 5 000 000 рублей налога на прибыль, кредит нужен для снижения суммы к уплате до 2 500 000 рублей, таким образом фирма высвобождает + 2 500 000 рублей.

Эти деньги она направит на расширение деятельности: увеличит количество сотрудников на 3 человека с зарплатой 30 000 рублей у каждого, а на остальные деньги закупит сырьё. Допустим, вложенные 2 500 000 рублей принесут нам 4 000 000 рублей дополнительной выручки, то есть 1 500 000 рублей прибыли.

Считаем бюджетную эффективность: 

  1. 3 чел. × 30 000 руб. × 12 мес = 1 080 000 руб. — дополнительный ФОТ;

  2. 1 080 000 руб. × 30 % = 324 000 руб. — дополнительные отчисления в фонды;

  3. 1 080 000 × 13% = 140 400 руб. — дополнительные отчисления в бюджет в виде НДФЛ;

  4. 1 500 000 руб. × 20% = 300 000 руб. — дополнительный налог на прибыль;

  5. 300 000 руб. + 140 400 руб. + 324 000 руб. =  764 400 руб. — бюджетная эффективность, то есть за счет кредитования компании бюджет получил дополнительные средства.

Ожидаем рассмотрения заявления

Заявление на получение кредита могут рассматривать до 30 дней со дня получения. После этого с вами либо подпишут кредитный договор, либо откажут в кредитовании.

В договоре будут расписаны:

  • порядок уменьшения налоговых платежей;

  • вид налога, на который распространяется кредит;

  • сумма кредита;

  • срок кредитования;

  • размер, порядок начисления и уплаты процентов за пользование займом;

  • порядок погашения тела кредита и процентов;

  • перечень имущества передаваемого в залог или поручительства;

  • ответственность, права и обязанности сторон.

Нарушение условий договора грозит расторжением. Тогда ООО или ИП обязаны уплатить всю сумму кредита и процентов в сроки, установленные соглашением.

Формы договора об инвестиционном налоговом кредите утверждены Приказом ФНС России от 29.11.2005 № САЭ-3-19/622@.

П.3 ст.286.1 НК РФ

Сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на величину, составляющую 10 процентов суммы расходов, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 257 настоящего Кодекса, и (или) 10 процентов суммы расходов на цели, указанные в пункте 2 статьи 257 настоящего Кодекса (за исключением расходов на ликвидацию основных средств), при условии, что в отношении таких расходов налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренного настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на величину, составляющую 15 процентов суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии, что в отношении таких платежей налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренного настоящей статьей. (Абзац введен — Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ)

При этом сумма налога в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля.

П.3 ст.286 НК РФ

Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. (В редакции Федеральных законов от 29.05.2002 № 57-ФЗ; от 08.05.2010 № 83-ФЗ; от 27.07.2010 № 229-ФЗ; от 28.11.2011 № 336-ФЗ; от 23.07.2013 № 215-ФЗ; от 08.06.2015 № 150-ФЗ)

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.07.2013 № 215-ФЗ)

Особенности применения ИНВ ответственным участником КГН

Согласно п. 10 ст. 286.1 НК РФ при уплате налога (авансового платежа) по КГН ответственным участником КГН может быть применен ИНВ, уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, в порядке и на условиях, которые установлены данной статьей, с учетом следующих особенностей.

ИНВ применяется ответственным участником КГН в отношении суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, приходящейся на соответствующего участника КГН (соответствующее ОП участника КГН), понесшего инвестиционные расходы, и определяемой в порядке, установленном п. 6 ст. 288 НК РФ.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в федеральный бюджет, не может быть уменьшена ответственным участником КГН на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующего участника (участников) КГН (соответствующие ОП участника (участников) КГН) и определяемой в порядке, установленном п. 6 ст. 288 НК РФ, и ставки налога, предусмотренной абз. 2 п. 1 ст. 284 НК РФ.

Решение об использовании права на ИНВ принимается ответственным участником КГН отдельно по каждому субъекту РФ, на территории которого расположены участники этой группы (обособленные подразделения участников этой группы), и применяется ко всем участникам КГН (обособленным подразделениям участников этой группы), расположенным на территории соответствующего субъекта РФ.

П.10 ст.286 НК РФ

В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

(Пункт введен — Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ)

(Статья введена — Федеральный закон от 06.08.2001 № 110-ФЗ)

←статья 285 НК РФстатья 286.1 НК РФ→

П.11 ст.286.1 НК РФ

Не вправе применять инвестиционный налоговый вычет следующие категории налогоплательщиков:

пп.1 организации — участники региональных инвестиционных проектов;

пп.2 организации — резиденты особых экономических зон;

пп.3 организации — участники Особой экономической зоны в Магаданской области;

пп.4 организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

пп.5 организации — участники свободной экономической зоны;

пп.6 организации — резиденты территории опережающего социально-экономического развития либо резиденты свободного порта Владивосток;

пп.7 организации — участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо участники проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; (В редакции Федерального закона от 30.10.2018 № 373-ФЗ)

пп.8 иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Кто может получить возврат налога при покупке квартиры?

Прежде всего, действующее законодательство предусматривает предоставление налогового вычета при покупке жилья только налогоплательщику. Налогоплательщиками признаются организации и физлица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги ().

Кроме того, физлица по общему правилу должны являться налоговыми резидентами Российской Федерации (). К ним относятся граждане, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дня в течение 12 следующих подряд месяцев. Этот период не прерывается в случае краткосрочных (менее шести месяцев) выездов за границу для лечения, обучения или работы на морских месторождениях углеводородного сырья (). Ограничение по времени нахождения в России не устанавливается для командированных за границу представителей органов власти и местного самоуправления, а также российских военнослужащих, проходящих службу за рубежом. Эти лица признаются налоговыми резидентами, даже если в течение года они ни одного дня не находились на территории России ().

Также отдельный порядок установлен для признания в 2015 году налоговыми резидентами жителей Республики Крым и Севастополя. Для них 183 дня проживания исчисляются в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года ().

Лица, не являющиеся российскими налоговыми резидентами, тоже могут являться плательщиками НДФЛ, но только в том случае, если их источник дохода располагается в России (). Однако получить налоговый вычет они по общему правилу не могут ().

Кроме того, чтобы получить налоговый вычет, нужно иметь сам доход, который облагается налогом. Если налогоплательщик не имеет какого-либо дохода, с которого он обязан уплачивать НДФЛ, то он не сможет получить налоговый вычет. Этим налогом облагается доход, полученный налоговыми резидентами как от российских источников, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для нерезидентов – только от российских источников ().

Важно, что вычет предоставляется только собственникам недвижимости. Если вы оплатили покупку квартиры для другого человека, а сами не стали собственником этого жилья, то налоговый вычет вам не предоставят

Равно как не предоставят такой вычет и этому человеку. Исключением является случай приобретения жилья в собственность своих детей или подопечных в возрасте до 18 лет либо строительства жилой недвижимости для них ().

Если квартиру купили супруги (и она по правилам семейного законодательства перешла в их общую совместную собственность), то нередко возникает вопрос: каждый ли из них вправе получить вычет или только тот, на кого недвижимость оформлена? Минфин России посчитал, что на вычет могут претендовать оба супруга, причем и мужу, и жене вычет полагается в полном размере, до 2 млн руб. При этом не обратившийся за таким вычетом совладелец сохраняет право на получение имущественного налогового вычета по другому объекту недвижимости в полном объеме. Правда, действует это правило, только если документы, подтверждающие возникновение права собственности на объект (либо акт о передаче – при приобретении прав на объект долевого строительства), оформлены после 1 января 2014 года (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 5 июня 2015 г. № 03-04-05/32776).

Для объектов, приобретенных до 1 января 2014 года, действует другое правило: размер вычета распределяется между супругами в соответствии с их письменным заявлением. Напомним, что получить вычет можно из доходов за три года, предшествовавших году подачи налоговой (). Иными словами, если налогоплательщик подал заявление о предоставлении налогового вычета на покупку жилья в 2018 году, получить вычет из доходов предыдущих периодов он сможет только за 2017, 2016 и 2015 годы. При этом не имеет значения момент приобретения квартиры, поскольку ограничений на срок обращения за вычетом не установлено (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 апреля 2014 г. № 03-04-05/20134).

Однако если недвижимость супругами была оформлена не в совместную, а в общую долевую собственность, то каждый из супругов должен подтвердить понесенные на ее приобретение расходы самостоятельно и именно на сумму этих расходов ему будет предоставлен налоговый вычет (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 ноября 2014 г. № 03-04-05/60785).