Списание гсм: нормы расхода, оформление и отражение в учете

Содержание

Бухгалтерский учет расходов по приобретению и списанию ГСМ

Приобретенные ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов организации и принимаются к учету по фактической себестоимости (абз. 2 п. 2, п. 5, абз. 3 п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

Приобретенные подотчетным лицом ГСМ для автомобиля принимаются к учету по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10-3 «Топливо»,

Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов (п. 4, абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Списание ГСМ производится на основании данных, отраженных в путевом листе (Письмо Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257).

В бухгалтерском учете списание израсходованных ГСМ отражается по дебету счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» или счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции с кредитом счета 10, субсчет 10-3.

Варианты учета ГСМ в «1С:Бухгалтерии 8»

Топливо можно приобретать за наличный расчет и в безналичной форме. Если организация выбрала безналичную форму, то с поставщиком ГСМ заключается договор поставки, в соответствии с которым организация перечисляет денежные средства на расчетный счет поставщика, а взамен получает талоны или топливные карты, по которым водители осуществляют заправку автомобилей на автозаправочных станциях (АЗС).

Учет ГСМ по талонам

Для учета операций с применением топливных талонов имеет значение, какой вид талонов используется и в какой момент к организации переходит право собственности на ГСМ. В зависимости от условий договора поставки нефтепродуктов право собственности на получаемый бензин может переходить к организации либо в момент получения талонов, либо в момент заправки автомобиля на АЗС.

Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент заправки топлива в бак автомобиля на АЗС, то талоны на ГСМ могут учитываться в составе денежных документов на счете 50.03 «Денежные документы». 

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета на топливо в составе денежных документов используются документы:

  • Поступление денежных документов и Выдача денежных документов (раздел Банк и касса) — для регистрации получения талонов от поставщика и передачи их водителю;
  • Авансовый отчет (раздел Банк и касса) — для отражения приобретения ГСМ;
  • Требование-накладная (раздел Склад) — для списания приобретенного ГСМ в расходы.

Если по договору с поставщиком право собственности на ГСМ переходит к организации в момент передачи топливных талонов, то поставщик одновременно с талонами передает организации комплект документов на топливо (накладную, счет-фактуру). В договоре при этом необходимо прописать условие, что топливо находится на ответственном хранении у поставщика до момента предъявления топливного талона и заливки топлива в бак автомобиля. Получение и выдачу талонов на ГСМ следует регистрировать в специальном журнале — книге учета талонов.

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для учета ГСМ с переходом права собственности в момент получения талонов используются документы:

  • Поступление (акты, накладные) (раздел Покупки) — для регистрации приобретения топлива;
  • Перемещение товаров (раздел Склад) — для отражения фактической заправки топлива с АЗС в бак машины;
  • Требование-накладная (раздел Склад) — для списания топлива в расходы.

1С:ИТС

Подробнее об учете ГСМ за наличный расчет и по талонам см. в разделе «Инструкции по учету в программах 1С»: ,, .

Учет ГСМ по топливной карте

Топливная карта представляет собой микропроцессорную небанковскую пластиковую карту с ПИН-кодом и чипом, являющимся носителем информации:

  • об установленных лимитах, количестве и ассортименте нефтепродуктов и сопутствующих услуг;
  • и/или о количестве денежных средств, в пределах которых на АЗС можно получить нефтепродукты и сопутствующие услуги.

Чтобы приобретать топливо по картам, компания заключает договор с поставщиком топлива (это может быть процессинговый центр, который выступает в роли эмитента топливной карты и действует по договорам комиссии с собственниками топлива). В зависимости от условий договора топливная карта может передаваться организации и обслуживаться бесплатно или за определенную плату.

Организация может иметь в своем распоряжении несколько топливных карт. Топливные карты в организации закрепляются либо за водителем, либо за автомобилем. На каждую отдельную карту ни деньги, ни литры не зачисляются. Информация у поставщика хранится в целом по всей организации-покупателе, а топливная карта представляет собой техническое средство для получения топлива и услуг на АЗС отдельными водителями.

При получении топлива на АЗС водитель получает чек о произведенной заправке, который следует приложить к путевому листу. В оговоренный договором срок (в конце месяца или чаще) поставщик топлива представляет организации комплект документов за указанный период:

  • отчет о марке и количестве предоставленного топлива (реестр операций, осуществленных с использованием топливных карт);
  • финансовые документы (накладную и счет-фактуру).

В программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) для отражения поступления топливных карт и ГСМ используются документы Поступление (акты, накладные). Передача карты оформляется документом Передача материалов в эксплуатацию (раздел Склад), а учет ГСМ в расходах — документом Требование-накладная.

1С:ИТС

Подробнее об учете ГСМ по топливным картам см. в разделе «Инструкции по учету в программах 1С»: .

Как видим, «традиционные» методики учета топлива достаточно трудоемкие. При этом в прежних версиях программы отсутствовала печатная форма путевого листа.

Расчет суммы

Компенсация за арендованный автомобиль не подлежит обложению НДФЛ, страховыми взносами в пределах размеров, определенных дополнительным соглашением сторон.

Для доказательства в целях компенсации нужно предоставить:

  1. Соглашение об аренде личного транспорта с целью организации служебных поездок.
  2. Документ о государственной регистрации автомобиля: выплата предусмотрена только за эксплуатацию личного имущества.
  3. Оформленный путевой лист установленного образца.
  4. Документы на приобретение ГСМ и другие затраты, понесенные при использовании личной машины для служебных поездок.

Обратите внимание: следует правильно оформить всю документацию: наличие ошибок может привести к начислениям со стороны налогообложения. Порядок расчета суммы может быть определен соглашением или утвержденной в компании системой

Точная сумма возмещения прописывается в соглашении или приказе руководителя

Порядок расчета суммы может быть определен соглашением или утвержденной в компании системой. Точная сумма возмещения прописывается в соглашении или приказе руководителя.

Упрощение учета расходов на топливо в «1С:Бухгалтерии 8»

Начиная с версии 3.0.74 в «1С:Бухгалтерии 8» можно вести учет топлива по путевым листам. Чтобы новая возможность стала доступна пользователю, потребуется включить соответствующую функциональность (раздел Главное — Настройки — Функциональность). На закладке Запасы необходимо установить флаг Путевые листы (см. рис. 1). После включения указанной настройки в программе появляется новый документ — Путевой лист.

Рис. 1. Настройка функциональности программы

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство. Этот документ используется для подтверждения расходов на топливо в целях налога на прибыль. Также в Путевом листе указывается количество топлива, которое было куплено и израсходовано в течение рейса. В полном интерфейсе документ доступен в разделе Покупки. В простом интерфейсе — в разделе Документы. Рассмотрим новый документ подробнее.

Возможности нового документа «Путевой лист»

С помощью документа Путевой лист (рис. 2) программы пользователь может:

  • учитывать сведения о маршруте легкового автомобиля, который используется в служебных целях. Причем это может быть как собственный автомобиль организации, так и арендованный, а также личный транспорт, принадлежащий сотруднику организации;
  • отражать покупку топлива за наличный расчет либо по топливной карте;
  • учитывать расход топлива в баке транспортного средства;
  • учитывать расходы на топливо в бухгалтерском и налоговом учете (для целей налогообложения прибыли, при применении УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», а также для профессионального вычета индивидуального предпринимателя при уплате НДФЛ).
  • выводить на печать путевой лист по типовой межотраслевой форме № 3 (утв. Постановлением № 78) или в упрощенной форме;
  • выводить на печать авансовый отчет по форме АО-1 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 № 55) — при покупке топлива за наличный расчет.

Рис. 2. Документ «Путевой лист». Приобретение топлива по кассовому чеку

Обратите внимание, что документ Путевой лист имеет ограничения: его могут использовать только предприятия, которые не являются транспортными компаниями и для которых перевозки не являются основной деятельностью. Помимо этого, в Путевом листе не поддерживается учет топлива по талонам на ГСМ

Если в деятельности организации используются не легковые автомобили, практикуются заправки «в канистру», используются талоны на ГСМ, а топливо хранится на разных складах, то учет ГСМ должен осуществляться по прежнему («традиционному») сценарию. Методика учета топлива по путевым листам потребовала внесения изменений в программу.

Изменения в «1С:Бухгалтерии 8» для автоматизации учета расходов по путевым листам

В рамках автоматизации учета расходов на топливо по путевым листам в «1С:Бухгалтерии 8» начиная с версии 3.0.74 произошли следующие изменения:

  1. К счету 10.03 «Топливо» добавлены субсчета третьего порядка:
    • 10.03.1 «Топливо на складе»;
    • 10.03.2 «Топливо в баке».
  1. К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» добавлен новый субсчет 76.15 «Приобретение по топливным картам». Этот субсчет предназначен для количественного учета расчетов по топливу, приобретенному организацией по топливным картам в валюте Российской Федерации. Аналитический учет ведется по отдельным наименованиям топлива (субконто Номенклатура) и автомобилям (субконто Транспортные средства).
  2. Появился новый объект программы — Транспортное средство (элемент справочника Транспортные средства), доступ к которому осуществляется из раздела Справочники — ОС и НМА. Если автомобиль учитывается в организации в качестве основного средства (ОС), то Транспортное средство (рис. 3) создается автоматически при постановке транспортного средства на учет в ФНС (карточка основного средства — ссылка Поставить на учет), поскольку в записи регистра Регистрация транспортного средства содержатся все необходимые сведения. Автомобили, взятые в аренду, и личный транспорт сотрудников, используемый в служебных целях, следует внести в справочник Транспортные средства вручную;
  3. Для документа Поступление (акт, накладная) появился новый вид операции Топливо.

Рис. 3. Карточка транспортного средства

Бухгалтерский учет карт

Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.

При этом в учетной политике может быть установлено, что с целью обеспечения сохранности топливных карт на основании абзаца 4 пункта 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, их учет организуется на специально открытом для этих целей забалансовом счете, например, 012 «Топливные карты» в условной оценке. Аналитический учет может вестись в разрезе номеров карт, автомобилей, либо сотрудников – водителей.

Также организации целесообразно вести журнал учета выдачи и возврата топливных карт.

При получении карты от поставщика и передаче ее водителю в учете делается запись Дебет 012. При утрате топливной карты, ее возврате водителем либо расторжении договора с поставщиком – Кредит 012.

В случае приобретения топливных карт за плату у бухгалтера могут возникнуть сложности с их учетом.

Учитывать карты на счете 50 субсчет 3 «Денежные документы» будет неправильно, поскольку, как было указано выше, они не являются денежным документом, это техническое средство для приобретения ГСМ. Учитывать стоимость карт в цене приобретенного топлива также будет неверным, так как заранее не известно, сколько они будут использоваться. Возможно два варианта учета топливных карт (выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике).

Первый: в момент получения топливных карт отнести затраты на их приобретение в состав прочих расходов на основании пункта 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного Приказом Минфина от 6 мая 1999 года № 33н. При этом используются затратные счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и т. д., на которые будет списываться стоимость приобретенного ГСМ.

Второй метод предполагает, что топливные карты учитываются в качестве МПЗ, поскольку даже если срок их полезного использования превышает 12 месяцев, стоимость составляет менее 40 000 руб. (п. 4, 5 ПБУ 6/01). Исходя из положений подпунктов 5, 6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина от 9 июня 2001 года № 44н, топливные карты принимаются к учету по фактической себестоимости, равной сумме затрат на их приобретение, – сумме, подлежащей уплате поставщику топливных карт (без учета НДС). При передаче карт водителям их стоимость относится в состав прочих расходов.

Обратите внимание

Топливная карта может быть как получена бесплатно, так и приобретена за плату. В первом случае порядок ведения бухгалтерского учета законодательством не установлен. Нормами также не урегулировано отражение на счетах учета операций с нулевой стоимостной оценкой. Поэтому организация стоимость полученных топливных карт на балансовых счетах отдельно не отражает.

При выборе любого из двух указанных вариантов учета организация должна организовать учет карт с целью обеспечения их сохранности на забалансовом счете, например, 012 «Топливные карты» в условной оценке.

Обратите внимание, что денежные средства, которые перечислит организация на приобретение ГСМ и которые будут числиться на карте, являются предоплатой за топливо, поэтому расходом они не признаются и учитываются как дебиторская задолженность по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. 3, 16 ПБУ 10/99).ПРИМЕР

УЧЕТ ТОПЛИВНЫХ КАРТ У организации имеется пять легковых и два грузовых автомобиля. 16 января 2021 года компанией приобретены у поставщика семь топливных карт стоимостью 700 руб. (в том числе НДС 106,78 руб.). Оплата за карты в сумме 700 руб. произведена 17 января 2021 года. В этот же день поставщику перечислена оплата за бензин в сумме 100 тыс. руб.В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи:Дебет 10   Кредит 60 — 593,22 руб.– отражена стоимость приобретенных топливных карт;Дебет 19   Кредит 60 — 106,78 руб. – отражен НДС, предъявленный поставщиком;Дебет 60   Кредит 51 — 700 руб. – перечислена оплата поставщику;Дебет 68   Кредит 19 — 106,78 руб. – принят к вычету НДС по топливным картам;Дебет 20 (25,26 и т. д.)   Кредит 10 — 593,22 руб. – списана на затраты стоимость топливных карт;Дебет 012 — 70 руб. – топливные карты приняты на забалансовый учет (в условной оценке 10 руб.);Дебет 60 аванс   Кредит 51 — 100 000 руб. – перечислена поставщику оплата за топливо.

Как рассчитать собственный норматив

Если для машины нет утвержденного Минтрансом лимита, либо организация решила использовать другое значение, она вправе рассчитать собственный лимит. Как правило, в такой ситуации компании действуют одним из двух способов.

Первый способ — позаимствовать информацию о расходовании топлива из технической документации на автомобиль. Такой подход соответствует позиции Минтранса России (см. «Изменились правила определения норм расхода ГСМ для легковых автомобилей»).

Второй способ — создать комиссию и произвести замеры. Для этого в пустой бак машины нужно залить определенное количество бензина, например, 100 литров. Затем авто должно ездить до тех пор, пока бак не станет абсолютно пустым. Исходя из показаний спидометра, надо определить, сколько километров понадобилось для полного опустошения бака. Наконец, количество литров нужно разделить на количество километров. В итоге получится цифра, показывающая, сколько бензина расходует машина при проезде одного километра. Этот показатель следует зафиксировать в акте и поставить подписи всех участников комиссии.

Поскольку расход топлива зависит от условий поездки, лучше произвести контрольные замеры «на все случаи жизни»: отдельно — для груженого и порожнего авто, отдельно — для летних и зимних поездок, отдельно — для простоя со включенным двигателем и т д. Все полученные результаты следует отразить в акте, составленном и подписанном комиссией.

Есть и более простой вариант: утвердить один базовый норматив (например, для летнего периода) и повышающие коэффициенты: для зимних поездок, для поездок по перегруженным трассам и пр.

Списание топлива в 1С 8.3 пошаговая инструкция

Из таблицы видно, что списание топлива в 1С производится одинаково: вне зависимости, ведется ли учет ГСМ по топливным картам в 1с 8.3, или по талонам, или как-то еще. А вот приобретение и сам учет бензина на складах (централизованном складе или в баках автомобилей) различаются.

Поступление ГСМ

Поступление ГСМ может быть:

  • через подотчетных лиц (за наличные, по платежным корпоративным картам, топливным картам, ведомостям или талонам);
  • централизованным (по талонам, при переходе права собственности на топливо в момент аванса или приобретение в резервуары организации).

При приобретении ГСМ через подотчетных лиц в 1С используется документ Авансовый отчет, раздел Банк и касса — Авансовые отчеты.

Если топливо приобретается по ведомостям, талонам и топливным картам, организация получает товарную накладную и счет-фактуру. Поэтому НДС, предъявляемый поставщиком, можно принять к вычету. Оформление документа Авансовый отчет выглядит следующим образом:

Если топливо приобретается за наличные или по платежным картам, других документов, кроме чека, поставщик не предъявляет, поэтому НДС принять к вычету нельзя. Оформление документа Авансовый отчет выглядит так:

При централизованном приобретении ГСМ в 1С используется документ Поступление (акт, накладная) вид операции Товары (накладная), раздел Покупки — Поступление (акты, накладные). Счет-фактура регистрируется, и НДС принимается к вычету в общем порядке.

Учет топлива

Дальнейший учет бензина в баках автомобилей и его списание в 1С 8.3 производится:

  • перемещением с общего склада () на склад с наименованием авто () документом Перемещение товаров, раздел Склад — Перемещение товаров — если такое перемещение необходимо;
  • учетом вне программы по путевому листу количества израсходованного топлива;
  • списанием ГСМ.

См. также Как в 1С посмотреть остатки на складе?

Как списать топливо в 1С 8.3

Списание ГСМ, в т. ч. по топливным картам в 1С 8.3 производится с помощью документа Требование-накладная, раздел Склад — Требования-накладные.

Укажите:

Склад — наименование склада учета ГСМ.

Вкладка Материалы:

  • Номенклатура — марка топлива из справочника Номенклатура: Материалы;
  • Количество — количество учитываемого на счете 10.03 «Топливо» топлива указанной марки.

Вкладка Счет затрат:

  • Счет затрат — счет затрат, на который списывается ГСМ;
  • Подразделение затрат — подразделение организации, где числится авто и для нужд которого используется;
  • Статьи затрат — Списание материалов (с установленным видом расхода НУ).

Проводки

Документ формирует проводку:

Дт 26 (20, 23, 25) Кт 10.03.1 — списание ГСМ в расходы.

Мы рассмотрели в пошаговой инструкции учет и списание бензина в 1С 8.3

Приобретение ГСМ по чеку

Вычет НДС по бензину, приобретенному на АЗС, без СФ получить невозможно (Письмо Минфина РФ от 25.06.2020 N 03-07-09/54634, п. 1 ст. 172 НК РФ). Для вычета НДС нужны:

  • счета-фактуры, выставленные продавцами;
  • документы, подтверждающие уплату НДС при ввозе товаров в РФ;
  • документы, подтверждающие уплату налога, удержанного налоговыми агентами;
  • иные документы в случаях, предусмотренных п. 2.1, 3, 6-8 ст. 171 НК РФ (речь идет о вычетах НДС при уплате налога непосредственно в бюджет, а также уплаченных сотрудниками компании в составе командировочных расходов).

Главное – Функциональность – раздел Запасы

Что и для кого автоматизировано

Что:

  • приобретение топлива по чекам и топливным картам в руб. (топливные талоны – не входят, «обычная» методика);
  • расчет и контроль остатков ГСМ в баке а/м;
  • оформление и печать путевого листа с учетом маршрута;
  • печать авансового отчета при приобретении ГСМ по чекам.

Для кого:

для нетранспортных предприятий, использующих собственные и арендованные легковые автомобили в служебных целях.

Ограничения применения

Кому и когда НЕ подходит:

  • автотранспортным предприятиям с основным видом деятельности – перевозки;
  • при приобретении ГСМ по талонам;
  • при использовании не легковых а/м;
  • при заправке во внешнюю тару;
  • при хранении топлива на разных складах;
  • при нормировании расхода топлива.

Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
Дт Кт
Выдача денежных средств подотчетному лицу из кассы
14 декабря 71.01 50.01 6 000 6 000 Выдача подотчетному лицу Выдача наличных — Выдача подотчетному лицу
Приобретение и списание ГСМ
14 декабря 10.03.2 71.01 4 000 4 000 4 000 Принятие к учету материалов Путевой лист
26 10.03.2 Списание материалов, в литрах
19.03 71.01 800 800 Принятие к учету НДС
91.02 19.03 800 Списание НДС
НЕ.01.9 800 Отражение расходов, неучитываемых в НУ
Возврат неиспользованных подотчетных средств
14 декабря 50.01 71.01 1 200 1 200 Возврат подотчетных средств Поступление наличных — Возврат от подотчетного лица
Списание ГСМ на общехозяйственные нужды
31 декабря 26 10.03.2 732 732 732 Списание материалов, в рублях Закрытие месяца — Корректировка стоимости номенклатуры

Выдача наличных – Вид операции Выдача подотчетному лицу

Приобретение и списание ГСМ

Покупки – Путевые листы: Шапка документа

Порядок выделения НДС:

  • НДСневыделять – сумма НДС не выделяется и включается в стоимость ГСМ (нет колонок % НДС, НДС, Всего);
  • НДС всумме – сумма НДС выделяется, списывается на расходы в БУ и не учитывается в НУ (есть колонки % НДС, НДС, Всего).

Вкладка Топливо

Вкладка Маршрут

Итоги

– формируются автоматически и выводятся наглядно:

Проводки:

  • одинаковые ГСМ могут приобретаться по разным ценам и разными способами, поэтому окончательная стоимость списания формируется по итогам месяца в процедуре Закрытие месяца ;
  • НДС выделен Дт 19.03 Кт 71, исключен из стоимости ГСМ и списан в расходы в БУ Дт 91.02 Кт 19.03, но в НУ суммы нет .

Нормативка:

  • вычета НДС без СФ нет (Письмо Минфина РФ от 25.06.2020 N 03-07-09/54634);
  • НДС по чеку без СФ в расходах НУ не учитывается (Письмо Минфина РФ от 13.08.2018 N 03-07-11/57127).

Печатная форма

упрощенная:

Печатная форма

унифицированная:

Образец 2021

В связи с введением новых правил в программе путевой лист формируется с указанием (Приказ Минтранса от 11.09.2020 N 368):

  • модели транспортного средства;
  • сведений о перевозке.

Для этого в карточке транспортного средства (Справочники – Транспортные средства) реализована возможность ввода модели транспортного средства и модели прицепа (с релиза 3.0.86).

Справочник Транспортные средства

Печать – Путевой лист (№3)

Авансовыйотчет – нумерацию закрепить в УП (префиксПЛ):

Поступление наличных – Вид операции Возврат от подотчетного лица

Списание ГСМ на общехозяйственные нужды

Закрытие месяца – Корректировка стоимости номенклатуры

Обновленные нормы расхода ГСМ.

Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Распоряжение № АМ-23-р, Методические рекомендации). Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразу­мевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.

Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям. Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА-51-р.

Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ-23-р? Руководствоваться Распоряжением № АМ-23-р предписывают:

  • Минюст – в целях организации эксплуатации транспортных средств (Письмо от 21.09.2009 № 03-2609);

  • Минфин – при определении обоснованности произведенных расходов на приобретение топлива (письма от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6).

Вместе тем следует учитывать, что нормы, установленные Распоряжением № АМ-23-р, имеют рекомендательный характер, и несоблюдение предусмотренного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (Письмо Минфина РФ от 13.12.2013 № 02-10-010/55111).

Если Распоряжением № АМ-23-р не установлены нормы ГСМ по автомобилю, используемому в учреждении, как обосновать расход топлива? В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлива, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в предусмотренном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия локального акта, утверждающего нормы, учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина РФ от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67).

Пример учета ГСМ по топливной карте

04.06 фирма заключила договор с АЗС на пользование топливной картой и сразу оплатила стоимость карты (118 рублей, включая НДС 18 руб.). Обслуживание карты бесплатное, право собственности на бензин переходит фирме в момент заправки авто. Карта закреплена за КамАЗ-5320, на котором доставляется товар клиентам.

05.06 карта была выдана фирме и передана водителю.

30.06 на карту был перечислен аванс (5900 рублей, включая НДС 900 рублей).

На протяжении июля водителю было выдано по карте 380 л ДТ стоимостью 15 руб./л, включая НДС 2,29 руб.:

  • 07 – 180 л на 2700 руб. (НДС – 412 руб.);
  • 07 – 200 л на 3000 руб. (НДС – 458 руб.).

На последний день июля (31.07) АЗС переслала фирме:

  • счет-фактуру;
  • акт приемки-передачи, где прописаны объем и стоимость выданного ГСМ;
  • отчет по операциям с топливной картой.

Бухгалтерские проводки

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ Сумма (руб.)
на 04.06
Оплачена топливная карта 60 51 118
Отнесена на расходы стоимость топливной карты 44 60 100 (118 – 18)
Отражен НДС с цены карты 19 60 18
Учтена карта 015 “Топливные карты” 118
Принят к вычету входной НДС по купленной карте 68 с/сч “Расчеты по НДС” 19 18
на 30.06
Перечислен аванс 60 с/сч “Авансы выданные” 51 5900
на 03.07
Оприходованы ГСМ (по чекам АЗС) 10-3 60 2288 (180 л * (15 – 2,29))
Учтен входной НДС 19 60 412
на 17.07
Оприходованы ГСМ (по чекам АЗС) 10-3 60 2542 (200 л * (15 – 2,29))
Учтен входной НДС 19 60 458
на 31.07
Зачтен ранее перечисленный аванс 60 60 с/сч “Авансы выданные” 5700 (2288 + 412 + 2542 + 458)
Принят к вычету НДС по ГСМ (по счету-фактуре) 68 с/сч “Расчеты по НДС” 19 870 (412 + 458)

Учет ГСМ предприятиями на ОСНО

Затраты на ГСМ включаются в состав:

  • Материальных расходов (когда оказываются автотранспортные услуги). Списываются с учетом метода оценки материалов, принятого в компании;
  • Прочих затрат на производство и продажи (когда транспорт эксплуатируется для нужд компании). Списываются по фактической стоимости покупки (без НДС).

Указанный порядок списания ГСМ применяется в фирмах, рассчитывающих налог кассовым методом и методом начисления, поскольку при применении топливной карты ко времени фактической выдачи топлива деньги за него уже уплачены.

Учет ГСМ компаниями на УСН

Фирмы на режиме УСН “Доходы минус расходы” имеют право включить затраты на ГСМ в состав расходов, однако необходимо документально их подтвердить.

Списываются расходы на топливо при расчете налога к уплате также как в случае с предприятиями на ОСНО, но есть одно непременное условие для признания затрат на УСН – их оплата. НДС по таким затратам также снижают налогооблагаемую базу по налогу на УСН.

Учет ГСМ фирмами на ЕНВД

Затраты на топливо не оказывают никакого влияния на расчет налогооблагаемой базы по ЕНВД в силу того, что объект налогообложения ЕНВД – вмененный доход.

Учет ГСМ организациями на ОСНО/ЕНВД

Затраты на топливо в компаниях, применяющих одновременно ОСНО и ЕНВД, должны быть распределены, однако расходы на ГСМ, которые относятся только к одному из видов деятельности, не подлежат распределению.

К вычисленной части затрат по тому виду деятельности, которая облагается ЕНВД, нужно прибавить сумму НДС, которую не разрешается принимать к вычету.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству. На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены

Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье.

Как правильно оформить

Акт оформляется на фирменном бланке компании или на обычном листе бумаги А4. Он может быть напечатан при помощи компьютерного устройства или составлен от руки. Документ должен содержать нужную для проведения бухгалтерского списания информацию, заверенную подписями ответственных за проведение мероприятия лиц. Печать субъекта предпринимательства ставить необязательно, поскольку с 2016 года она необязательна в делопроизводстве субъектов предпринимательства.

Для удобства восприятия всю информацию лучше отображать в виде таблицы. В ней не допускается ошибок и исправлений, а все внесенные сведения должны быть достоверны. Неточности в документе могут стать причиной применения к ответственному лицу и руководителю организации штрафных санкций.