Чем отличаются ревизия и аудит

В чем отличия учета от ревизии

Решение о проведении ревизии оформляется распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя, протоколом собрания акционеров и т.п.). Цель ревизии (за исключением ряда случаев, прямо предусмотренных законодательством) также устанавливается не законом, а лицом (органом управления), назначившим проверку, указывается в распорядительном документе о проверке и чаще всего состоит в том, чтобы определить, насколько назначенный менеджер нижестоящего уровня в управленческой иерархии выполняет волю стоящего над ним собственника (руководителя).

Проводя анализ понятия аудита, данного в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», можно выявить два характерных признака, одновременное соблюдение которых позволяет определенный вид деятельности считать аудитом:

Отличие ревизии от аудита

Цель проверки внутреннего аудита близка к цели внешнего аудита и связана с оценкой достоверности отчетности. Но в отличии от внешнего аудита, где высказывается мнение аудитора по этому поводу, при внутреннем аудите необходимо подтверждение достоверности отчетности.

По принципу организации ревизии классифицируются на пла­новые и внеплановые. Плановыми называются ревизии, выполняе­мые в сроки, установленные планом контрольно-ревизионной ра­боты на текущий год. Ревизии, не предусмотренные планом, назна­чаемые в исключительных обстоятельствах, называются внепла­новыми.

Ревизия как инструмент финансовоэкономического контроля

  • Контроль и ревизия | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.14 Мб

    Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой. Виды контроля. Их основные характеристики. Система финансового контроля. Виды финансового контроля. Государственный финансовый контроль.

  • Свободные экономические зоны как инструмент рыночной трансформации экономической системы (на материалах КНР) Го Шоу-Джи | Диссертация на соискание ученой степени кавдвдата экономических наук. Санкт-Петербург — 1998 | Диссертация | 1998 | Россия | docx/pdf | 7.48 Мб

    Специальность 08.00.14 — Мировое хозяйство и международные экономические отношения. Актуальность диссертационного исследования и степень разработанности проблемы. Модели и методы проведения

  • Ответы на вопросы Контроль и ревизия | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.4 Мб

    Виды контроля. Функции и задачи контроля. Правовое регулирование контроля. Внешний финансовый контроль, органы его осуществляющие. Задачи финансового контроля. Ревизия как форма экономического

  • Контроль и ревизия. Ответы к экзамену | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.35 Мб

    Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи. Структура, задачи и функции Контрольно-ревизионного управления. Концепция развития финансового контроля в условиях рыночной экономики 1.

  • Информатика. Базовый курс С.В. Симонович | 2-е издание. Под ред. С. В. Симоновича | Учебник | 2004 | pdf | 17.96 Мб

    В учебнике рассмотрены основные категории аппаратных и программных средств вычислительной техники. Указаны базовые принципы построения архитектур вычислительных систем. Обеспечено методическое

  • Вейвлет-преобразование в теории случайных процессов и квантовой теории поля Алтайский Михаил Викторович | Диссертация на соискание ученой степени доктора физико-математических наук | Диссертация | 2007 | pdf | 7.04 Мб

    Диссертация на соискание ученой степени доктора физико-математических наук по специальности 01.04.02 — теоретическая физика. Москва 2006 Введение 9 1 Основные сведения о непрерывном

  • Государственная собственность в реальном секторе экономики региона: концепция развития и механизм управления Бочаров Виктор Петрович | Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 9.3 Мб

    Специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Воронеж 2005 Введение 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

  • Шпаргалка по информационным технологиям в юридической деятельности | Шпаргалка | 2016 | Россия | docx | 0.05 Мб

    1.Основные понятия и определение информационных технологий. 8.Понятие документа. 16. Вставка и редактирование графических объектов. 17.Общая характеристика, назначение и использование электронной

  • Ответы на вопросы по предмету — Образовательное право России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.17 Мб

    № 1 Понятие предмета и метода ОП №2 гос. Политика в области образования, ее принципы и правовое обеспечение №3 Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования №4 общая

  • Ответы к государственному экзамену по предмету Банковское дело | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.14 Мб

    №1 Коммерческие банки и их операционная деятельность №2. Лизинговые операции коммерческого банка №3. Формирование собственного капитала коммерческого банка. №4. Способы привлечения средств

Различия аудита и ревизии:

  • по целям и задачам. Аудит позволяет обнаружить и зафиксировать недочеты экономической деятельности предприятия. В ходе ревизии не только выявляются недостатки, но и создаются основания для их исправления и наказания виновников;
  • по юридическому регулированию. Отношения организаций в сфере аудита устанавливаются на основании Гражданского законодательства (оформляется договор). Проведение ревизии регулируется административным законодательством (применяются законы, указы, выпускаются приказы);
  • по объекту проверки. Аудит проводится в отношении явлений, которые снижают экономические показатели деятельности предприятия, ухудшают его финансовое положение. Ревизия служит для выявления фактов, которые противоречат закону и учетной политике, принятой в компании;
  • типу связей между проверяющим и проверяемым. Аудит производится на основе добровольного соглашения сторон. Ревизия назначается волевым решением сверху, на основе государственного принуждения;
  • разрешаемым задачам. Аудиторская проверка позволяет привлечь новые средства (пассивы) извне, укрепить платежеспособность предприятия. Ревизия призвана сберечь активы предприятия, выявить и пресечь злоупотребления;
  • по результатам. Результатом аудита является составление аудиторского заключения и предоставление руководству компании рекомендаций по улучшению положения. По окончании ревизии составляется акт, в котором фиксируются организационные выводы, указания, обязательные для исполнения, взыскания.

Важно понимать, что аудит – это метод контроля, проводимого на основе принципов независимости. Аудит не может служить заменой финансового контроля со стороны государства. В число государственных органов с функциями финансового контроля входят:

В число государственных органов с функциями финансового контроля входят:

  • Счетная палата Российской Федерации
  • Центробанк РФ
  • Министерство финансов
  • Налоговая служба
  • Федеральная служба по финмониторингу.
  • Контрольно-ревизионные департаменты федеральных органов исполнительной власти
  • Другие организации, имеющие право контролировать поступление и использование государственных средств

Компания “Проф” гарантирует качество и сжатые сроки при оказании аудиторских услуг. Ознакомиться с перечнем наших услуг вы можете на сайте фирмы или в личном разговоре со специалистом.

Подготовительный этап ревизии

Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты , отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации. В процессе предварительного изучения документов и подготовки программы проведения ревизии (проверки) проверяющие определяют наличие и комплектность представленных материалов ревизуемой организации (документов бухгалтерского учета и отчетности, учредительных, регистрационных, плановых и других документов). При этом принимаются к ревизии (проверке) подлинные документы, соответствующие нормам и стандартам.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между ее исполнителями.

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в установленном порядке.

Под предварительным изучением документов ревизуемой организации понимается проверка изъятых или имеющихся в организации документов с целью решения вопроса о достаточности или документальной возможности проведения намечаемой ревизии (проверки).

Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.

На основании подготовительной работы руководителем рабочей группы предоставляется пакет документов с их перечнем, а при необходимости — аналитическая записка, программа ревизии, обоснование объема работ и количество необходимых специалистов, консультантов, экспертов ревизионной группы.

При согласовании программы проведения ревизии (проверки) уточняются вопросы, относящиеся к компетенции контрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо при производстве ревизии (проверки), а также специалистов (экспертов) других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных органов.

Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ревизором) ревизии — предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т. п.

Достоверность финансово- хозяйственных операций устанавливается путем арифметической, экспертной, формальной, логической, нормативно-правовой, экономической, встречной проверки документов, контрольного сличения, сравнения и др.

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок документов.

В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в ревизуемой организации или отсутствия необходимых документов руководство контрольно-ревизионного органа вправе принять и направить в правоохранительный орган материалы для принятия мер к должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета, а также мотивированное решение о приостановлении проведения ревизии (проверки) до полного восстановления бухгалтерского учета.

Разница между ревизией и инвентаризацией

Ревизия предполагает проведение контрольных мероприятий по выявлению законности проводимых на предприятии операций, то есть рассматривается обоснованность совершения хозяйствующим субъектом тех или иных действий, а также их правильное отражение на счетах бухгалтерского учета. Иными словами, ревизия исследует правомерность и соответствие действующему законодательству всех мероприятий и операций, совершаемых юридическими лицами. Ревизия проводится контролирующими органами внезапно, то есть без предупреждения материально-ответственных лиц.

Инвентаризация проводится с целью выявления отклонений фактических остатков имущества от учетных путем сопоставления этих показателей. Такое мероприятие осуществляется для того, чтобы понять, правильно ли организован бухгалтерский учет на предприятии и качественно ли он проводится. Как правило, порядок и сроки проведения инвентаризации устанавливаются руководителем и фиксируются в учетной политике.

Отличие аудита от ревизии

Данные ревизии максимально точные. Ревизор выявляет все, что нарушает действующее законодательство. В качестве объекта ревизии выступают различные осуществленные на предприятии хозяйственные, финансовые операции, факты, которые формируют определенные хозяйственные процессы и нашли свое соответствующее документальное отражение. Ревизия на каждом конкретном субъекте хозяйствования охватывает движение всего комплекса активов и обязательств, а также все изменения в капитале.

Аудитор выдает аудиторское заключение относительно аудируемой информации, высказывает мнение относительно достоверности финансовой отчетности. При написании письма руководству (отчета аудитора) предоставляет рекомендации для заказчика. Сохраняет конфиденциальность информации, полученной от заказчика.

Особенности ревизии как формы контроля

Главная форма финансового контроля — проведение ревизионных мероприятий, цель проведения которых — определение законности финансовых операций на объекте. Законодательными актами закреплено, что ревизия должна осуществляться систематично и в обязательном порядке. Мероприятия проводятся на объекте, в основу закладывается первичный контроль документации, учетных регистров. Выявляется также отсутствие ошибок в отчетности бухгалтерии и статистов, наличие денежных средств.

Единого документа, регулирующего вопросы назначения и реализации проверки, не существует. Взаимоотношения, возникающие в момент ревизии, регулируются нормативными документами федерального и местного уровня.

Под понятием «ревизия» следует понимать совокупность контрольных мероприятий, призванных выявить, насколько обоснованы те или иные финансовые операции, проводимые учреждением за ревизируемый период, а также законно ли, с точки зрения распоряжения финансами, достигнута эффективность хозяйственной деятельности данной организации.

Специфические характеристики

Сравнивая ревизию с другими формами контроля, можно сказать, что ее особенности проявляются в следующих аспектах:

  • в содержательной части;
  • в назначении уполномоченных государственных органов;
  • должностные лица, наделенные полномочиями проведения ревизии, — сотрудники органов госвласти;
  • для ревизии создается комиссия из нескольких человек;
  • по итогам составляется ревизионный акт, обладающий юридической силой.

Органы, проводящие ревизию

Ревизия осуществляется государственными структурами.

Среди тех, кто уполномочен проводить ревизионные мероприятия, выделяются:

  1. Счетная палата, действующая в данный период.
  2. Служба по финансово-бюджетному контролю.
  3. Отраслевые контролирующие инстанции.

Проверочные действия проводятся по программе, составленной для уполномоченной комиссии.

Люди, входящие в состав ревизионной комиссии, выполняют следующие функции:

  1. Проверка первичной документации.
  2. Исследование отчетности бухгалтерии.
  3. Анализ планирования и сметы.
  4. Проверка фактического присутствия денежных средств.
  5. Выверка облигационных бумаг.
  6. Оценка товарно-материальных ценностей, основных фондовых средств.
  7. Проведение частичных и полных инвентаризаций.
  8. Опечатывание складских помещений, кассы, кладовых.
  9. Привлечение специалистов для реализации контроля.
  10. Получение от сотрудников предприятия письменных объяснений по вопросам и недостаткам, выявленным в ходе контроля.

Структура ревизионного акта

В итоговом документе обязательно прописываются:

  • цели ревизии;
  • достигнутые результаты;
  • выявленные нарушения;
  • причины происходящего, предполагаемые виновные;
  • комплекс мер по ликвидации нарушений и меры наказания ответственных.

Если требуется, может быть составлен промежуточный акт, а обнаруженные нарушения и материалы направлены в следственные органы. Руководитель проверяемого объекта обязан в кратчайшие сроки организовать и проконтролировать процесс ликвидации найденных нарушений и назначить конкретные наказания лицам, ответственным за появление этих недочетов.

Экономика

  • 15 сложных планов по блоку «Экономика»
  • Общие понятия: деньги, зарплата, неравенство
  • Деньги в экономике. Для чего они нужны?
  • Виды, функции и последствия конкуренции

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Разница между проверкой и ревизией

Работа государственных контролирующих органов, аудиторов или подобных им структур, создаваемых внутри компаний, может выражаться в проведении проверок и ревизий. Что они собой представляют?

статьи

Проверка — это метод контроля деятельности организации, который заключается в изучении ее документов и оценке качества отчетности за конкретный период. цель контролирующих органов в данном случае — выявить формальные несоответствия источников, отражающих финансовые и хозяйственные операции фирмы, требованиям законодательства и локальных нормативных актов.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми, выездными и камеральными. В чем особенности каждого их типа?

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, который заранее известен проверяемой фирме. Если данные мероприятия выполняются государственными органами, то их расписание обычно заблаговременно опубликовывается — например, на сайте ведомства.

Внеплановые проверки, в свою очередь, проводятся не по графику, а по причине объективной необходимости. К примеру, если в контролирующее ведомство поступила информация о том, что предприятие что-то нарушает.

Выездные проверки предполагают визит контролирующих лиц на территорию проверяемого объекта, требуют обеспечения доступа инспекторов к документам, которые находятся в архиве организации и в общем случае не передаются за пределы фирмы.

Камеральные проверки — те, которые проводятся без выезда контролирующих лиц на территорию проверяемой организации. В этом случае изучаются документы, находящиеся в распоряжении ведомства, осуществляющего контроль.

Факты о ревизиях

Ревизия, как и проверка, также является методом контроля деятельности организации.

Но ее особенность в том, что контролирующие органы могут не только смотреть документы и отчетность фирмы, но и изучать фактическое содержание ее хозяйственных операций.

При ревизии нередко используется большое количество инструментов — начиная от формальной сверки документов и заканчивая контрольной закупкой товаров.

Как и проверки, ревизии также могут быть плановыми и внеплановыми. Но практически всегда они выездные, поскольку контролирующим органам, как правило, требуется доступ в производственные помещения проверяемых организаций.

Сравнение

Основное отличие проверки от ревизии в том, что первый метод контроля — в достаточной мере узкий по содержанию, а второй — широкий. При проверках исследуются главным образом документы. При ревизии — могут изучаться также и хозяйственные процессы, фактическое содержание хозяйственной деятельности фирмы.

Но стоит отметить, что на практике содержание проверок (особенно если речь идет о работе государственных контролирующих органов) может быть очень емким.

Например, визит инспекторов Роспотребнадзора нередко бывает весьма обстоятельным. Ведомство способно проверить не только документы, но также, как вариант, и качество товаров или оказываемых компанией услуг.

Проверка Роспотребнадзора будет, таким образом, фактически ревизией.

То есть если речь идет о контроле над деятельностью частных предприятий (со стороны государственных, аудиторских или внутрикорпоративных структур), для обозначения соответствующих ему мероприятий почти всегда используется термин «проверка».

Изучив то, в чем разница между проверкой и ревизией, отразим выявленные нами критерии в небольшой таблице.

Таблица

Проверка Ревизия
Что общего между ними?
Проверяются документы
Проверка может быть элементом ревизии
В чем разница между ними?
Фактическое содержание финансовых и хозяйственных операций не проверяется Проверяется содержание финансовых и хозяйственных операций
Может быть плановой, внеплановой, выездной и камеральной Крайне редко бывает камеральной, так как проверяющим лицам требуется доступ в помещения проверяемых организаций
Может быть методом контроля как в бюджетной сфере, так и в бизнесе Свойственна главным образом бюджетной сфере

Ревизия: понятие и виды

Под понятием ревизии подразумевают проверку финансово-экономических и хозяйственных показателей деятельности предприятия. В зависимости от цели проведения проверки ревизия может быть:

  • комплексной. В таком случае проверке подлежат все показатели деятельности организации (доходы, расходы, остатки ТМЦ и ОС, наличность в кассе и т.п.);
  • тематической. Такие проверки проводятся в направлении какой-либо деятельности (например, ревизия наличности в кассе, проверка наличия ТМЦ на складе и т.п.). Тематические ревизии проводятся, как правило, в случае необходимости проверки достоверности фактов хищения, укрытия доходов, фальсификации расходов и т.п.;
  • плановой. Компания вправе проводить регулярные ревизии (как комплексные, так и тематические). Регламент проведения проверок, их периодичность и порядок документирования должен быть закреплен в учетной политике компании;
  • внеплановой. Как правило, внеплановые ревизий проводятся с целью проверки одного из направлений деятельности. В данном случае ревизор не обязан уведомлять проверяемого о ревизии заранее.

Отличие ревизии от инвентаризации

  Ревизия Инвентаризация
Понятие Проверка, осуществляемая с целью получения достоверной информации о показателях деятельности компании Проверка наличия имущества компании и его состояния, а также активов и обязательств фирмы на определенную дату.
Периодичность осуществления По необходимости. Дата и период проведения ревизии утверждается приказом. Ежегодно на определенную дату, зафиксированную в учетной политике (например, на 01 ноября каждого года), а также в случаях, предусмотренных законодательством (смена МОЛа, главного бухгалтера, руководителя и т.п.).
Оформления результатов По факту проведения проверки оформляется акт с результатами, в качестве дополнения – рекомендации по устранению существующих проблем, улучшению основных показателей и т.п. По завершению инвентаризации оформляется ведомость с полным перечнем проверяемого имущества, активов, суммами остатков на счетах и т.п. Ведомость утверждается актом инвентаризации.

Как видим, основным отличием между инвентаризацией и ревизией является цель проведения мероприятий. Инвентаризация проводится для контроля наличия и состояния ОС, НМА, прочих активов и обязательств на определенную дату, в то время как цель ревизии – проверка основных показателей компании, а также достоверности фактов хищений и злоупотреблений для дальнейшего их устранения. Кроме того, организации обязаны проводить инвентаризацию не реже 1 раза в год. Периодичность проведения ревизий коммерческими фирмами, их частота не закреплена в положениях законодательных актов, поэтому субъекты хозяйствования вправе проводить контрольные проверки по необходимости или не проводить вообще.

Выводы

Ревизия является одним из важнейших инструментов контроля и
представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и организаций за отчетный период. В современных условиях
повышается ответственность за эффективность проводимых контрольных
мероприятий. Организационно-методические основы контрольно-ревизионной
работы требуют пересмотра задач ревизии, видов проверок, их сущности,
этапов проведения, применения новейших технологий.

Задачи внешнего финансового контроля определяются его целями
и условиями проведения, полномочиями контролирующего органа и рядом
других факторов. При этом определяющими, скорее всего, являются
полномочия органов внешнего контроля, так как их регламентация
определена законодательными и другими нормативными актами и не может
быть расширена или урезана при проведении отдельного контрольного
мероприятия.

Направления ревизионной проверки можно рассматривать в аспектах: функциональной структуры организации; дивизиональной
структуры организации; территориальной структуры организации.

В случае контроля бухгалтерской отчетности традиционными направлениями
является проверка: доходов; расходов; основных средств; запасов;
денежных средств; обязательств и т. д.