Содержание
- Текущая рыночная стоимость
- Что такое учетная политика организации
- Оценка запасов по МСФО
- Корректировка учетной политики в связи с применением ФСБУ 5/2019
- Оценка незавершенного производства.
- Как применять ФСБУ 5/2019 с 1 января 2021 года
- Учет спецодежды
- Изменения в учетной политике по бухучету на 2021 год
- Оценка
- Для кого выпущен новый ФСБУ 5/2019 «Запасы»
Текущая рыночная стоимость
Согласно п. 5 ПБУ 5/01, материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
При этом, в соответствии с п.9 ПБУ 5/01, фактической себестоимость МПЗ, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Аналогичные нормы содержатся в п. 10 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 13 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». При этом действующие стандарты бухгалтерского учета не содержат методологии определения рыночной стоимости. Ясно только, что текущая рыночная стоимость должна быть обоснована и подтверждена.
Для более полного понимания термина можно воспользоваться нормами законодательства, касающимися оценочной деятельности.
Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
-
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
-
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
-
объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
-
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
-
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Соответственно, до конца 2020 года учет МПЗ строится исходя из оценки «по сумме фактических затрат на приобретение» при купле-продаже запасов и «по текущей рыночной стоимости» при их безвозмездном получении.
На практике это означает либо получение отчета оценщика, либо поиск информации в интернете с обязательным сохранением скринов соответствующих объявлений о купле-продаже, на основании которых и была определена рыночная стоимость МПЗ.
Что такое учетная политика организации
Есть хозяйственные операции, которые можно отразить по-разному. Правила налогового учета (НУ) и бухучета (БУ) подразумевают несколько способов, и компания вправе выбрать один из них. Приведем примеры:
- в НУ у организаций есть право отразить амортизационную премию, то есть списать на текущие расходы 10% (в отдельных случаях — 30%) первоначальной стоимости основного средства (п. 9 ст. 258 НК РФ). Но от премии допустимо отказаться;
- в налоговом учете для большинства объектов ОС разрешено выбрать метод амортизации: линейный или нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Выбор метода амортизации закреплен и в бухучете (п. 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 35 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»; см. «Что изменится в бухгалтерском учете основных средств: читаем новый ФСБУ 6/2020»).
Вести налоговый и бухгалтерский учет основных средств по новым правилам
в БУ компании (кроме малых предприятий) обязаны создавать резервы по предстоящим отпускам. Для этого надо, в числе прочего, вычислить стартовую величину резерва. Методика расчета нормативами не установлена. Организация может определить стартовое значение для каждого работника, либо для подразделения в целом (см. «Как «бывшим» малым предприятиям создать резерв по предстоящим отпускам в бухгалтерском учете»).
Кроме того, у организаций есть право выбора: использовать унифицированные бланки первичных документов, либо разработать собственные. Это относится к накладной по форме № ТОРГ-12, графику отпусков, табелю учета рабочего времени, штатному расписанию и проч.
Составить штатное расписание по готовому шаблону Попробовать бесплатно
ВНИМАНИЕ
Учетная политика (УП) — это внутренний документ компании, где зафиксированы все выбранные ею способы отражения операций и формы первичных документов. Например, в УП может быть закреплено, что амортизация основных средств начисляется линейным методом. Амортизационная премия не применяется. Стартовая величина резерва расходов по предстоящим отпускам считается по каждому сотруднику. При отгрузке товара используется унифицированная форма накладной ТОРГ-12 и т.д.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Формировать УП для целей бухучета должны все юридические лица. Это следует из пункта 3 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Придерживаться УП обязаны как головной офис, так и каждый филиал, подразделение и представительство организации (п. 9 ПБУ 1/2008).
Учетная политика должна, в частности, обеспечивать:
- Полноту отражения в БУ всех фактов хозяйственной деятельности.
- Своевременность отражения каждой операции в БУ и в бухгалтерской отчетности.
- Равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам на последнее число каждого месяца.
СПРАВКА
Рабочий план счетов — один из элементов УП для целей бухучета. Из всех счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н) организация выбирает те, которые будет использовать в своей работе. В крайнем случае, с разрешения Минфина, допустимо ввести новый счет. Для этого можно задействовать «свободные» номера из утвержденного плана (см. «План счетов бухгалтерского учета в 2020 году»).
Получить образец учетной политики для небольшого ООО Получить бесплатно
Учетная политика для целей налогового учета
Если Налоговый кодекс допускает различные способы учета, компания должна выбрать один из них и закрепить в своей УП.
ВАЖНО
Отступать от утвержденной учетной политики нельзя. На это указал Конституционный суд в определении от 12.05.05 № 167-О. Там говорится, цитируем: «Однако, избрав конкретный вариант такой политики, каждый налогоплательщик включается в соответствующий механизм налогообложения и в силу этого лишается возможности использовать другой».
Оценка запасов по МСФО
В соответствии с МСФО 2 запасы следует оценивать по наименьшей из 2 следующих величин:
- себестоимости;
- чистой потенциальной цене продажи.
Что касается себестоимости, то она должна включать затраты:
- на приобретение МПЗ;
- их переработку;
- прочие затраты, понесенные фирмой для того, чтобы обеспечить текущее месторасположение и состояние материальных запасов.
В свою очередь, затраты на приобретение активов включают:
- закупочную стоимость запаса;
- пошлины;
- невозмещаемые налоги;
- транспортные расходы;
- расходы, связанные с погрузкой и разгрузкой;
- прочие издержки, которые непосредственно связаны с закупками запасов.
При этом скидки и прочие основания для уменьшения расходов должны вычитаться из затрат на приобретение МПЗ.
Касательно затрат на переработку — они должны включать в себя:
- зарплату сотрудников, занятых на производстве;
- различные накладные расходы при переработке сырья.
Прочими затратами, что учитываются при определении себестоимости МПЗ, могут быть, в частности, затраты по разработке тех или иных товаров для определенных клиентов. Иногда в структуру себестоимости МПЗ могут включаться затраты по заимствованиям — данная процедура регламентируется отдельными нормами МСФО.
Под чистой потенциальной ценой продажи в МСФО понимается расчетная отпускная цена актива в процессе обычной хозяйственной деятельности за вычетом расчетных затрат, связанных с завершением производства и продажами.
В случае если запасы продаются, их балансовая стоимость признается расходом в том периоде, когда фирмой была получена выручка от соответствующих продаж. Сумму по любому списанию стоимости МПЗ до величины чистой потенциальной цены их продажи, а также потери запасов необходимо признавать в качестве расходов в рамках периода, когда было осуществлено списание или признание потерь. Суммы по любым восстановлениям (по осуществленным ранее списаниям МПЗ) вследствие увеличения чистой потенциальной цены продажи должны признаваться в качестве уменьшения величины МПЗ, отраженных в расходах, в рамках периода, в котором было осуществлено восстановление.
Отдельные нормы определения себестоимости запасов установлены в МСФО 2 для компаний, оказывающих услуги, а также для фермерских организаций (пп. 19, 20).
При расчете себестоимости товаров по МСФО могут использоваться методы учета:
- по нормативным издержкам;
- розничным ценам.
Первый метод предполагает рассмотрение типичных уровней потребления запасов, труда, эффективности, а также производительности — но они могут пересматриваться с учетом рыночных условий.
Второй метод больше подходит для розницы — сферы, для которой характерны частые изменения в структуре запасов, а также показателей выручки при их реализации или продукции, изготовленной с использованием МПЗ.
Корректировка учетной политики в связи с применением ФСБУ 5/2019
Начиная с отчетности за 2021 г., хозяйствующие субъекты должны использовать ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. Приказом Минфина от 15.11.2019 г. № 180н. Данный стандарт обязательно должны использовать все компании, кроме бюджетников. Микроорганизации, которые вправе вести упрощенный бухучет, могут указать в учетной политике, что не используют этот стандарт. Остальные хозяйствующие субъекты должны организовать переход на новые правила учета с 1 января 2021 г.
Если субъект, обязанный перейти на новый стандарт, не сделает этого, он получит штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и за искажение показателей бухотчетности больше чем на 10%. В ходе проведения аудиторской проверки он рискует, что заключение будет составлено с оговоркой или вообще быть отрицательным.
Также учет запасов имеет прямое влияние на величину бухгалтерских расходов и, соответственно, на размер дивидендов. При неверном указании их величины возникает ситуация, при которой неправильно рассчитывается налог с дивидендов. Это в свою очередь влечет за собой штрафы за неуплату налогов и пени. Кроме того, вполне вероятны конфликтные ситуации с учредителями компании.
Неверный учет запасов влияет и на сумму активов компании, искажая ее значение, что в свою очередь приводит к неверному расчету собственного капитала. От его значения напрямую зависит расчет размера процентов по контролируемой задолженности, которая может уменьшить базу по налогу на прибыль у заемщика.
Эксперты рекомендуют прописать в учетной политике правила перехода на новый порядок учета запасов и особенности формирования их стоимости. При этом нужно изменить понятие «материально-производственные запасы» на «запасы». Все разделы учетной политики, связанные с материалами, товарами, готовой продукцией, незавершенным производством, скорректировать, добавив ссылку на ФСБУ 5/2019.
Образец приказа о внесении изменений в учетную политику для целей бухучета на 2021 г. в части ФСБУ 5/2019 «Запасы»
Оценка незавершенного производства.
В соответствии с п.3 ФСБУ 5/2019 в состав запасов для целей формирования бухгалтерской отчетности с 2021 года будут включаться и остатки незавершенного производства. При этом согласно п.24 федерального стандарта в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются:
-
прямые затраты, т.е. прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг;
-
косвенные затраты, то есть те которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг.
При этом классификация затрат на прямые и косвенные определяется организацией самостоятельно.
К затратам связанным с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг включаемым в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются следующие затраты (п.23 ФСБУ):
-
материальные затраты;
-
затраты на оплату труда;
-
отчисления на социальные нужды;
-
амортизация;
-
прочие затраты.
Незавершенное производство и готовую продукцию в массовом и серийном производстве допускается оценивать:
-
в сумме прямых затрат без включения косвенных затрат;
-
в сумме плановых (нормативных) затрат.
Разница между фактической себестоимостью незавершенного производства и готовой продукции и их стоимостью, определенной по нормативным затратам, относится на уменьшение (увеличение) суммы расходов, признаваемых в отчетном периоде, в котором указанная разница была выявлена (подпункт «а» п. 43 ФСБУ). При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.
Для целей налогового учета расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на (п.1 ст.318):
-
прямые;
-
косвенные.
В соответствии с указанной статьей, к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
-
материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;
-
расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также страховые взносы, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
-
суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст.265 НК, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
При этом п.2 той же статьи 318 установлено что, сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода
А сумма прямых расходов относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, методы оценки остатков незавершенного производства для целей налогообложения прибыли НК РФ не установлены. Кодекс предписывает только, что оценивать остатки НЗП в налоговом учете надо на конец каждого месяца, используя данные ( НК РФ):
-
первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям);
-
налогового учета о сумме прямых расходов текущего месяца.
При этом налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
Таким образом, можно проследить, что в остатки незавершенного производства в бухгалтерской и налоговой оценке войдет разный список расходов и возникнут временные разницы. Образуемые, как правило, вследствие того, что в налоговом учете перечень расходов, формирующих себестоимость незавершенного производства гораздо уже (только прямые затраты), чем в бухгалтерском учете. Вследствие чего большая часть расходов в налоговом учете списывается как расходы текущего налогового периода, а в бухгалтерском учете «оседает» в стоимости остатков незавершенного производства.
Для демонстрации сказанного рассмотрим пример.
Как видно, возникновение временных разниц при оценке остатков НЗП происходит по тому же принципу, что и при первоначальной оценке запасов, а именно — применяется один и тот же метод: оценка актива на конец отчетного периода в налоговом и бухгалтерском учете и выявление разниц.
Как применять ФСБУ 5/2019 с 1 января 2021 года
Между положениями ранее применявшегося ПБУ 5/01 и ФСБУ 5/2019 «Запасы» есть существенные различия, поэтому в учетной политике необходимо закрепить способ перехода:
- Перспективный — положения начинают применяться только к тем фактам деятельности, которые свершились после внедрения стандарта, т. е. после 1 января 2021 года.
- Ретроспективный — положения стандарта применяются не только к будущим, но и к прошлым периодам. В этом случае остатки по счетам учета пересчитываются согласно новым требованиям.
При выборе ретроспективного варианта перехода на новый стандарт корректировать показатели необходимо в корреспонденции со счетом 84.
Приведем примеры проводок в соответствии с ФСБУ 5/2019, если организация выберет второй способ:
Дт |
Кт |
Содержание записи |
84 |
10 |
Списание стоимости материальных ценностей, приобретенных ранее для управленческих нужд |
41, 43 |
84 |
Доведение учетной стоимости товаров и готовой продукции до справедливой стоимости на дату перехода на ФСБУ 5/2019 |
84 |
41, 43 |
Учет спецодежды
Многие специалисты задаются вопросом о новых правилах учета спецодежды в связи с вступлением в силу ФСБУ 5/2019 и отменой соответствующих методических указаний. Однако по этому вопросу никаких принципиальных изменений в учете не произойдет.
По нормам нового стандарта спецодежда может приниматься к бухгалтерскому учету в составе запасов по фактической себестоимости, которая определяется по общим правилам (пп. «б» п. 3, п. п. 9, , пп. «а» п. 11, пп. «а» п. 12 ФСБУ 5/2019). В момент передачи спецодежды в эксплуатацию ее стоимость единовременно списывается в дебет соответствующих счетов учета затрат (пп. «б» п. 41, пп. «б» п. 43 ФСБУ 5/2019).
В то же время при выполнении критериев по сроку полезного использования и по стоимости спецодежду стоит относить к основным средствам.
Согласно ФСБУ 6/2020 по учету основных средств, который вступит в силу для обязательного применения с 2022 года, организация может принять решение не применять этот стандарт в отношении активов со сроком полезного использования больше 12 месяцев, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией (п. 5 ФСБУ 6/2020). При этом затраты на приобретение таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены (п. п. 5, , , , 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Следовательно, стоимость спецодежды будет списана единовременно или учтена через амортизацию.
В 2021 году, пока сохраняет действие ПБУ 6/01, для признания актива основным средством следует руководствовать его нормами. Спецодежду, которая не относится к запасам по причине длительного срока службы, стоит учитывать в составе основных средств. Такие правила бухучета действовали и раньше, до вступления в силу ФСБУ 5/2019 (Письмо Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159).
Изменения в учетной политике по бухучету на 2021 год
ФСБУ 5/2019 «Учет материально-производственных запасов»
Этот стандарт неизбежно придется применять уже в отчетности за 2021 год, но он мог «по желанию» вводиться в учетную политику и досрочно — с 2020 года.
Стандарт определенно сложный к применению компаниями пока не знакомыми с МСФО. Действие стандарта распространяется и на незавершенное производство. Стандарт не касается материальных ценностей НКО (некоммерческой организации) для бесплатного направления получателям: физическим или юридическим лицам. Стандарт применяется «по желанию» к запасам для управленческих нужд.
Краткое содержание стандарта:
- закреплены необходимые условия для признания запасов в бухучете;
- скорректирована процедура расчета фактической себестоимости запасов;
- обозначен порядок расчета фактической себестоимости незавершенного производства;
- закреплена процедура оценки запасов на заданную дату;
- скорректирована процедура восстановления резерва под обесценение запасов;
- дополнены правила раскрытия информации о запасах в бухотчетности компании;
- допускаются упрощенные способы ведения бухучета запасов.
Компаниям, не применявшим ФСБУ 5/2019 в 2020 году, в учетной политике на 2021 год требуется:
- выбрать единицу учета материально-производственных запасов;
- выбрать последствия изменения учетной политики, обусловленные внедрением ФСБУ 5/2019: ретроспективно или перспективно;
Ретроспективное применение означает, что стандарт как будто бы применялся со дня возникновения эпизодов хозяйственной деятельности, которых он касается. Перспективное — стандарт будет распространяться только на те эпизоды хозяйственной деятельности, которые случились после фактического его внедрения в работу. Данные бухучета, которые формировались раньше, корректировке не подлежат.
кроме этого рекомендуем определить подход (метод) расчета справедливой стоимости.
Отобранный способ отображения последствий корректировки учетной политики раскрывается в первой бухгалтерской отчетности, сформированной с использованием ФСБУ 5/2019.
Добровольные ФСБУ с 2021 года
Приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н утверждены ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Их неизбежно придется внедрять в отчетность за 2022 год. Но если юрлицо хочет внедрить их досрочно, оно может это сделать. Тоже самое касается ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (про него писали в предыдущем разделе).
Для внедрения этих ФСБУ в практику работы с 1 января 2021 года требуется оговорить их использование в учетной политике на 2021 год и определиться с вариантами учета, которые фирма будет практиковать (из предусмотренных ФСБУ).
Аудиторы компании «Правовест Аудит» всегда уделяют учетной политике особое внимание. Ответы на вопросы опытных экспертов по свежим ФСБУ и скорректированным ПБУ для клиентов по аудиту бесплатны
Это существенно облегчит внедрение новшеств в практику вашей компании.
Оценка
В бухгалтерском учете, по общему правилу, запасы отражаются по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019, п. 5 Информации Минфина).
В новом ФСБУ 5/2019 ярко выражена экономическая сущность актива как ресурса, контролируемого организацией в результате событий прошлых периодов, от которого организация ожидает получить экономические выгоды в будущем. Это обосновывает включение в стоимость запасов не только фактически произведенных затрат, но и оценочных обязательств, а также капитализацию процентов по кредитам и займам (п. 11 ФСБУ 5/2019). От бухгалтера такой подход к оценке запасов потребует проявления профессионального суждения, необходимости получения максимально полной и достоверной информации о поступлении и использовании запасов.
Согласно нормам нового российского стандарта в фактическую себестоимость запасов, в частности, включаются только те проценты, которые связаны с приобретением запасов для дальнейшего включения в стоимость инвестиционного актива»(пп. «д» п. 11 ФСБУ 5/2019). Однако для отражения в бухгалтерском учете и отчетности реального финансового результата может понадобиться анализ норм МСФО.
По международным стандартам в отношении процентов по кредитам и займам следует руководствоваться МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям» (п. 17 МСФО (IAS) 2). Согласно этому документу проценты могут включаться как в стоимость запасов, связанных с поступлением инвестиционных активов, так и в стоимость готовой продукции, если ее производство носит длительный характер. Например, производство алкогольной продукции многолетней выдержки может потребовать привлечения заемных средств и капитализации процентов в ее стоимости с целью формирования достоверного финансового результата. Принятие подобного решения надо отразить в учетной политике (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
Следовательно, особенности деятельности экономического субъекта требуют детального подхода к формированию фактической себестоимости запасов с учетом правил ФСБУ и МСФО. В такой ситуации применяются правила, предусмотренные ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»: в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах правила не установлены, то организация разрабатывает соответствующий способ учета исходя из требований МСФО (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
При приобретении запасов с отсрочкой или рассрочкой платежа на период более 12 месяцев (если меньший срок не установлен в учетной политике) затратами на их приобретение признается сумма денежных средств (без НДС), которая была бы уплачена продавцу без отсрочки или рассрочки. Сумма к уплате рассчитывается путем дисконтирования или на основании документально подтвержденной информации, которой располагает организация. Разницу между этой величиной и будущими платежами при отсрочке или рассрочке (без НДС) следует учитывать аналогично процентам по заемному обязательству (п. 13 ФСБУ 5/2019, пп. «а» п. 6 Информации Минфина).
При формировании фактической себестоимости запасов по новым правилам внимания заслуживают договоры с особыми условиями ценообразования. В данной ситуации суммы, уплаченные или подлежащие уплате поставщику, будут включаться в фактическую себестоимость запасов за минусом скидок, уступок, вычетов, премий, льгот независимо от формы их предоставления (пп. «б» п. 12 ФСБУ 5/2019).
Следовательно, с 2021 года покупателю, уверенному в том, что ему будет предоставлена скидка и он способен или намерен соблюдать условия ее получения, а также знает ее точную сумму, нужно сразу учитывать запасы по стоимости, уменьшенной на величину будущей скидки.
Бухгалтеру необходимо оценить вероятность получения скидки, ориентируясь на историю взаимоотношений с поставщиком, или на план поставок, или на иной подобный документ. Отсутствие уверенности в получении премий, бонусов, скидок, льгот освобождает бухгалтера от обязанности вычитать их в момент оприходования запасов.
Кроме того, с 2021 года меняется порядок определения фактической себестоимости запасов, которые остаются в организации после выбытия, ремонта, модернизации, реконструкции основных средств и других внеоборотных активов. Раньше она формировалась исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия ТМЦ к бухгалтерскому учету. Согласно новым правилам такие запасы будут учитываться по наименьшей из двух величин (п. 16 ФСБУ 5/2019, пп. «г» п. 6 Информации Минфина):
- стоимости, по которой организация учитывает аналогичные запасы;
- сумме балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных при демонтаже и разборке объектов, извлечении запасов, приведении их в надлежащее состояние.
Для кого выпущен новый ФСБУ 5/2019 «Запасы»
Федеральный стандарт 5/2019 утвержден приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н. Бухгалтеры начали работать на основании новых положений в обязательном порядке с 1 января 2021 года. Однако желающие могли задействовать их еще в 2020 году, включив условие об этом в учетную политику.
Выполнять требования, заложенные в стандарте, нужно всем организациям, ведущим бухгалтерский учет и составляющим отчетность в соответствии с отечественным законодательством. Исключение предусмотрено лишь для компаний, осуществляющих деятельность в бюджетной сфере. Малые предприятия, которым закон № 402-ФЗ разрешил вести учет по упрощенным правилам, смогут сами выбирать, применять им нормы стандарта в работе или нет.