Налоговый кодекс ( ст 223 дата фактического получения дохода, нк рф 2021 )

Комментарий к Статье 223 НК РФ

Дата фактического получения дохода — это день, в который необходимо исчислить налог. Для разных видов доходов он определяется по-разному. Статья 223 НК РФ определяет, в какой день должен быть исчислен налог для следующих случаев:

Вид дохода Дата фактического получения дохода

Доход в денежной форме

1. День выплаты дохода наличными денежными средствами.

2. День перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

3. День перечисления дохода на банковские счета третьих лиц по распоряжению налогоплательщика

Доход в натуральной форме

День передачи налогоплательщику дохода в натуральной форме (в виде товарно-материальных ценностей, оплаты в пользу налогоплательщика работ и услуг и т. п.)

Доход в виде материальной выгоды

1. День уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам (если выплат по займу (кредиту) в течение налогового периода не производилось — последний день налогового периода).

2. День приобретения товаров (работ, услуг) по ценам ниже рыночных.

3. День приобретения ценных бумаг

Доход в виде оплаты труда

Последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом)

П.2 ст.223 НК РФ

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). (В редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ)

В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход. (Абзац введен — Федеральный закон от 24.07.2007 № 216-ФЗ)

Другой комментарий к Ст. 223 Налогового кодекса Российской Федерации

При рассмотрении объекта налогообложения, которым является доход физического лица, является важным определение даты, когда такой доход считается полученным.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК определено, что при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках.

В соответствии с пунктом 2 статьи 223 НК при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором.

Что касается оплаты отпуска, то данная выплата не является выплатой дохода за выполнение трудовых обязанностей, поскольку в соответствии со статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации отпуск — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей.

Дата фактического получения доходов в виде оплаты отпуска определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК как день выплаты этих доходов, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках, независимо от того, за какой месяц она была начислена.

С учетом изложенного при заполнении справки о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ указанные доходы отражаются в тех месяцах налогового периода, в которых эти доходы были фактически выплачены.

Письмо Федеральной налоговой службы от 2 августа 2021 г. № ЕА-4-15/10852@ “О применении п. 2 ст. 123 НК РФ”

31 августа 2021

Федеральная налоговая служба в целях недопущения вынесения необоснованных решений о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а также предупреждения возможного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с вынесением вышеуказанных решений, сообщает следующее.

Согласно пункту 2 статьи 123 Кодекса налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной указанной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

1) налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

2) в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему Российской Федерации;

3) налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему Российской Федерации сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

В случае, когда налоговыми агентами самостоятельно выявляются факты несвоевременной уплаты (неполной уплаты) сумм налога на доходы физических лиц (НДФЛ) до составления акта по результатам камеральной налоговой проверки расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), а также осуществляется самостоятельное перечисление сумм задолженности по НДФЛ и уплата соответствующих сумм пени, указанные обстоятельства, согласно положениям пункта 2 статьи 123 Кодекса и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, исключают привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 123 Кодекса.

Вместе с тем, по результатам анализа жалоб налогоплательщиков (налоговых агентов), налоговыми органами не учитываются вышеприведенные обстоятельства и налогоплательщики (налоговые агенты) привлекаются к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 123 Кодекса.

Отсутствие контроля за фактическим исполнением налоговым агентом обязательств по уплате НДФЛ позднее предусмотренного Кодексом срока приводит к вынесению налоговыми органами необоснованных решений о привлечении к налоговой ответственности и нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, в целях недопущения в дальнейшем неправомерного привлечения к налоговой ответственности налоговых агентов, необходимо осуществлять контроль исполнения условий, установленных пунктом 2 статьи 123 Кодекса, в том числе исполнение обязанности по перечислению сумм НДФЛ, удержанных с доходов физических лиц налоговым агентом, и уплате соответствующих сумм пени на дату завершения камеральной налоговой проверки расчетов 6-НДФЛ, а также на дату составления акта налоговой проверки.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальников) межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам (с двухуровневой системой управления) необходимо довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.

Действительный государственныйсоветник Российской Федерации 3 класса  А.В. Егоричев

П.3 ст.224 НК РФ

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:

в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;

от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 настоящего Кодекса, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;

от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов; (Абзац введен — Федеральный закон от 21.04.2011 № 77-ФЗ)

от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов; (Абзац введен — Федеральный закон от 07.11.2011 № 305-ФЗ)

от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов; (Абзац введен — Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ)

в виде дивидендов по акциям (долям) международных холдинговых компаний, которые являются публичными компаниями на день принятия решения такой компании о выплате дивидендов, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 5 процентов. Налоговая ставка, указанная в настоящем абзаце, применяется по доходам, полученным до 1 января 2029 года, и при условии, что иностранные организации, в порядке редомициляции которых зарегистрированы такие компании, являлись публичными компаниями по состоянию на 1 января 2018 года. (Абзац введен — Федеральный закон от 25.12.2018 № 490-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ)

Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья 223. Дата фактического получения дохода

1. В целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 — 4 настоящей статьи, дата фактического получения дохода
определяется как день:

1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета
налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при
получении доходов в денежной форме;

2) передачи доходов в натуральной форме — при получении
доходов в натуральной форме;

3) уплаты налогоплательщиком процентов по полученным
заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг),
приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды.

2. При получении дохода в виде оплаты
труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается
последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные
трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В случае прекращения трудовых отношений до истечения
календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в
виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен
доход.

3. Суммы выплат, полученные на
содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания
безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих
мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми
соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов
в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих
сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого
налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения выплат,
предусмотренных настоящим пунктом, суммы полученных выплат в полном объеме
отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат,
указанных в абзаце первом настоящего
пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом,
оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого
налогового периода.

4. Средства финансовой поддержки в виде
субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года
N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации» (далее — Федеральный закон «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации»), отражаются в составе доходов
пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но
не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго
налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в
настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных
за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме
отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета
средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет
указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки,
указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства
финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по
приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.

Предыдущая

Похожие материалы:Данные и расстояния в пространствах произвольной природыПрикладная статистика: Данные и расстояния в пространствах произвольной природыДавность привлечения к
административной ответственностиДача взяткиДверевой (Выпуск №7 ЕТКС)Движимые вещи, от которых
собственник отказался

П.5 ст.223 НК РФ

Средства финансовой поддержки, полученные индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по сертификату на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных средств финансовой поддержки.

В случае нарушения условий получения средств финансовой поддержки, предусмотренных настоящим пунктом, сумма полученных средств финансовой поддержки в полном объеме отражается в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

(Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 465-ФЗ)

←статья 222 НК РФстатья 224 НК РФ→

П.3 ст.223 НК РФ

Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных настоящим пунктом, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

(Пункт введен — Федеральный закон от 05.04.2010 № 41-ФЗ)

Ответственность налоговых агентов

С 2016 года ужесточается ответственность налоговых агентов. В частности, ст. 126 НК РФ дополняется п. 1.2, согласно которому непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ (ф. 6-НДФЛ) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Также вводится новая ст. 126.1 НК РФ, устанавливающая, что представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

При этом в НК РФ не содержится определение термина «недостоверные сведения». В частности, в отношении справки по форме 2-НДФЛ, полагаем, что это может быть неверное отражение любого реквизита, требующего заполнения (например, ИНН и КПП налогового агента, ОКТМО, Ф. И. О. налогоплательщика, суммовые показатели и т. д.).

Кроме того, следует обратить внимание, что в силу п. 1 ст. 88 НК РФ у налоговых органов с 2016 года появляется обязанность проводить камеральную налоговую проверку расчета сумм НДФЛ (ф. 6-НДФЛ)

При этом возникает вопрос: возможно ли применение с 2016 года в отдельных случаях санкции, установленной ст. 123 НК РФ? По нашему мнению, следует учитывать, что в силу ст. 123 НК РФ с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Поскольку расчет сумм НЛФЛ (ф. 6-НДФЛ) по определению, изложенному в ст. 80 НК РФ, содержит в себе информацию об исчисленных и удержанных суммах налога, то налоговый орган по общему правилу вправе привлечь налогового агента к ответственности, установленной ст. 123 НК РФ, если сумма удержанного налога будет менее чем сумма исчисленного налога (при условии, что соответствующие данные относятся к одному и тому же временному периоду). При таких условиях не следует исключать и возможность привлечения налогового агента к ответственности по указанной статье НК РФ в том случае, если сумма удержанного НДФЛ за отчетный период будет выше сумм, перечисленных агентом в бюджет, информация о которых имеется в КРСБ налогового органа.

* * *

В завершение несколько слов скажем о новых положениях ст. 52 НК РФ: с 02.06.2015 вводится в действие п. 4, согласно которому в случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 руб., налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления (абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ – когда уведомление направляется в том году, по окончании которого истекает трехлетний срок, за который могут быть начислены налоги.

Таким образом, граждане – плательщики налога на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога, уплачивающие указанные налоги на основании налогового уведомления налогового органа (ст. 52, п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ), вправе не уплачивать соответствующие налоги при отсутствии налогового уведомления из налогового органа.

См. также пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ в отношении налога на прибыль организаций.

Комментарий к Ст. 223 НК РФ

Комментируемая ст. 223 НК РФ посвящена порядку определения даты фактического получения дохода.

Дата фактического получения дохода — это день, в который необходимо исчислить налог. Для разных видов доходов он определяется по-разному.

Для целей НДФЛ согласно п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день:

1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ);

2) передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме (пп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ);

3) уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды (пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Например, дата фактического получения дохода в виде оплаты отпуска определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках. Указанный вывод подтверждается Письмом ФНС России от 13 июня 2012 г. N ЕД-4-3/9698@ «О дате фактического получения дохода», Постановлением Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2012 г. N 11709/11.

Также отметим, что положениями НК РФ порядок определения даты получения дохода физическими лицами ни от продажи недвижимости, ни от продажи ценных бумаг не поставлен в зависимость соответственно от факта совершения государственной регистрации перехода права собственности на отчуждаемый объект недвижимости или от факта перехода права собственности на отчуждаемые ценные бумаги. Учитывая изложенное, доход налогоплательщика, полученный в календарном году как от продажи недвижимого имущества, так и от продажи ценных бумаг, должен быть учтен при определении налоговой базы по НДФЛ данного налогоплательщика этого же налогового периода (Письма ФНС России от 22 мая 2014 г. N БС-4-11/9939@, от 25 декабря 2013 г. N БС-4-3/23409@).

Некоторые сложности возникают при определении даты фактического получения дохода при выделении денежных средств работникам организаций, отправляемым в командировки, в качестве суточных и компенсации расходов по найму жилого помещения.

Как указал Минфин России в Письме от 14 января 2013 г. N 03-04-06/4-5, данные денежные средства могут быть использованы не в полном объеме (в том числе по причине отмены или сокращения срока командировки), и в этом случае оставшаяся их часть должна быть возвращена работником, так и, наоборот, работник может с разрешения руководства организации находиться в командировке более установленного в приказе на командирование срока или израсходовать для нужд организации больше денежных средств, чем это было предусмотрено при его направлении в командировку.

Поэтому денежные средства, выданные работнику под отчет при направлении в командировку, не могут рассматриваться в качестве экономической выгоды и, соответственно, дохода до возвращения работника из командировки и утверждения руководителем организации представленного работником в установленном порядке авансового отчета исходя из фактического времени нахождения в командировке и имеющихся оправдательных документов.

Таким образом, при направлении работника в командировку определение дохода, подлежащего налогообложению, с учетом положений п. 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ производится организацией — налоговым агентом после утверждения авансового отчета работника, а исчисление и удержание сумм налога производятся в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ на ближайшую дату выплаты работнику дохода в денежной форме.

Отметим, что с 1 января 2015 г. ст. 223 НК РФ дополняется положениями о порядке определения даты фактического получения доходов в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании.

Так, согласно п. 1.1 ст. 223 НК РФ для доходов в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании датой фактического получения дохода признается последнее число налогового периода по налогу на доходы физических лиц, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) местонахождения (регистрации) иностранной организации.

С 2021 года установлена прогрессивная шкала для НДФЛ

Комментарий

Федеральным законом от 23.11.2020 № 372-ФЗ (далее — Закон № 372-ФЗ) с 2021 года введена прогрессивная шкала ставок при налогообложении НДФЛ. Поправками предусмотрен ряд нововведений.

Новые ставки НДФЛ для резидентов и нерезидентов

Для резидентов РФ установлены следующие ставки НДФЛ:

  • 13 процентов – с суммы доходов в пределах 5 млн рублей за налоговый период (год),
  • 15 процентов – с суммы доходов, превышающих 5 млн рублей за налоговый период (год).

Эти ставки применяются к следующим суммарным доходам резидентов (налоговая база по которым определяется отдельно — новый п. 2.1 ст. 210 НК РФ):

    • доходы от долевого участия (исчисляются с учетом вычетов по пп. 2.5 п. 2 ст. 220 НК РФ);
    • доходы в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей (с учетом ст. 214.7 НК РФ);
    • доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (с учетом ст. 214.1 НК РФ и инвестиционных вычетов по ст. 219.1 НК РФ);
    • доходы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги (с учетом ст. 214.3 НК РФ);
    • доходы по операциям займа ценными бумагами (с учетом ст. 214.4 НК РФ);
    • доходы, полученные участниками инвестиционного товарищества (с учетом ст. 214.5 НК РФ);
    • доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемыми на индивидуальном инвестиционном счете (с учетом ст. 214.9 НК РФ и инвестиционных вычетов по ст. 219.1 НК РФ);
    • доходы в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании;
    • иные доходы резидентов, кроме облагаемых по иным ставкам: 35 % по п. 2 ст. 224 НК РФ, 9 % по п. 5 ст. 226 НК РФ и 30 % по п. 6 ст. 226 НК РФ. Эти доходы названы основной налоговой базой. При ее расчете учитываются стандартные по ст. 218 НК РФ, социальные по ст. 219 НК РФ, имущественные по ст. 220 НК РФ и профессиональные вычеты по ст. 221 НК РФ, на которые налогоплательщик имеет право.

Однако агенты по НДФЛ будут определять ставку исходя из всех выплаченных налогоплательщику доходов только с 2023 года(п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ). В 2021 и в 2022 году они расчитывают ставку 13 или 15 (т.е. предел 5 млн руб.) по каждой из перечисленных налоговых баз.

При этом доходы граждан-резидентов от продажи недвижимого имущества (долей в нем), а также от получения недвижимости в дар по-прежнему будут облагаться по ставке 13 процентов, без увеличения до 15 процентов (новый п. 1.1 ст. 224 НК РФ).

Отметим, что доходы некоторых нерезидентов, которые сейчас облагаются по ставке 13 процентов, будут облагаться по новой прогрессивной шкале  (новый п. 3.1 ст. 224 НК РФ). Речь идет о доходах от трудовой деятельности следующих лиц:

      • высококвалифицированных иностранных специалистов,
      • участников Государственной программы по переселению в РФ,
      • работающих в РФ по патенту иностранцев,
      • членов экипажей судов, плавающих под госфлагом РФ.

Исчисление НДФЛ налоговым агентом

Законом № 372-ФЗ установлены единые правила исчисления налога с применением прогрессивной шкалы (по ставкам 13 и 15 процентов) как для резидентов, так и для нерезидентов. Налог должен рассчитываться на дату получения дохода (определяется по правилам ст. 223 НК РФ) нарастающим итогом с начала налогового периода (года) с зачетом ранее удержанных сумм. В настоящее время так исчисляется налог только по доходам резидентов, облагаемых по ставке 13 процентов. С доходов нерезидентов НДФЛ (в том числе по ставке 13 процентов) НДФЛ рассчитывается при каждой выплате как произведение суммы дохода на налоговую ставку без учета прежних удержаний (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Если налогоплательщик получает доход от нескольких налоговых агентов (каждый в пределах 5 млн рублей), то по окончании года налоговая рассчитает налог с совокупной суммы, превышающей 5 млн рублей, и направит гражданину налоговое уведомление.

В заключение

По задумке законодателя, увеличение ставки НДФЛ с 13 до 15 % в отношении доходов граждан, превышающих 5 млн рублей за год, приведет к дополнительному поступлению налога в размере 60 млрд рублей в год. Зачисляться эти суммы будут в федеральный бюджет и по поручению Президента РФ от 08.07.2020 № Пр-1081 направляться на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями. 

Почему важна дата получения дохода работника?

Дата получения дохода – это дата, на которую доход признается фактически полученным, а это значит, что с него нужно посчитать, а затем удержать НДФЛ (это, как правило, происходит не одновременно). Так, получение дохода и фактическая выплата дохода – это не одно и то же. Поэтому нужно заметить, что при удержании налоговым агентом НДФЛ могут возникнуть спорные ситуации.

Получение дохода означает, что у физлица (налогоплательщика) возникла налоговая база по налогу и его сначала нужно посчитать.

Фактическая выплата дохода означает, что человек получил на руки то, что он заработал. Выдают деньги за минусом НДФЛ. Удержанный налог перечисляют в бюджет.