Статья 23 нк рф. обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Кто должен платить НДФЛ

Как утверждает НК РФ, НДФЛ, плательщиками этого налога являются, как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, получающие доходы на территории России. Если получающий доходы гражданин любого государства находится на территории нашей страны более 183 дней в течение 12 месяцев, следующих друг за другом, он автоматически становится налоговым резидентом, который обязан уплачивать НДФЛ. Отдельно стоит указать, что при описанных временных условиях лица без гражданства также должны уплачивать данный налог.

Когда нужно заплатить налог на доходы

Срок уплаты НДФЛ напрямую зависит от субъекта, который делает отчисления и сдаёт отчётность в налоговые органы. Это может быть как физическое лицо, непосредственно получившее доход, так и работодатель, ответственный за удерживание и перечисление данного налога из заработной платы сотрудников. Если речь идёт о наёмных работниках, то налог должен быть уплачен в течение следующего дня, следующего за днём выдачи зарплаты. Срок самостоятельной подачи декларации за прошедший налоговый период – до 2 мая. За себя физическое лицо может уплатить НДФЛ до 15 июля текущего года. Оплатить данный налог в режиме онлайн можно на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы России.

Как рассчитывается НДФЛ

Согласно статье 224 НК РФ НДФЛ работающих лиц рассчитывается по ставке 13%, которая удерживаться с основного дохода (заработной платы). Отдельная ставка в 35% введена для следующих видов доходов граждан:

  • лотерейный выигрыш (выигрышные ставки в букмекерских конторах) свыше 4000 рублей в календарный год;
  • начисление банковских процентов на личные вклады;
  • прибыль, получаемая за счёт временного пользования кооперативными денежными средствами;
  • косвенный доход, полученный в результате снижения процентных ставок ипотечного кредита;
  • доходы учредителя (дольщика, акционера) любых обществ и компаний

Налог с доходов физических лиц не взимается при следующих операциях:

  • реализация объектов недвижимости, которые находятся в собственности более 3-х лет;
  • сделки по наследованию или дарению;
  • продажа автомобиля, находившего в собственности более трёх лет;
  • при продаже собственности, продажная стоимость которой равна или меньше получаемой от реализации суммы (документальное подтверждение)

НДФЛ для иностранных граждан, реализующих любую недвижимость на территории России, составляет 30% от оценочной стоимости объекта.

Вычеты из налога на доходы физических лиц

Имущественный вычет из налога на доходы физических лиц может применяться в случае реализации недвижимости стоимостью до 1 млн. рублей, если таковая находилась в собственности менее 3-х лет. Срок исчисляется от даты государственной регистрации недвижимого объекта, проставленной в свидетельстве. При продаже иного имущества, находившегося в собственности менее 3-х лет, применяется налоговый вычет размером в 250 000 рублей. Физические лица также вправе применять так называемые «детские» вычеты для граждан, имеющих детей, профессиональные и социальные вычеты.

Согласно последним изменения в НК РФ НДФЛ в 2021 году будет рассчитывать так же, как и в предыдущие периоды. А вот срок уплаты НДФЛ изменился в пользу налогоплательщиков – с 2021 года уведомить налоговый орган о своих доходах физические лица могут до 2 мая.

Уплата страховых взносов

Налогоплательщики (организации и предприниматели) обязаны уплачивать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 18, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Уплата страховых взносов налоговым законодательством не регулируется.

Права и обязанности плательщиков страховых взносов определены в статье 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Плательщики страховых взносов, в частности, обязаны:

1) правильно и своевременно вести учет выплат, облагаемых страховыми взносами;

2) представлять в Пенсионный фонд РФ и в ФСС России расчеты по страховым взносам (формы РСВ-1 ПФР и 4-ФСС);

3) обеспечивать сохранность документов, подтверждающих расчет и перечисление страховых взносов, в течение шести лет.

Разъяснения по применению Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ уполномочен давать Минтруд России (ч. 5 ст. 1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 14 сентября 2009 г. № 731, п. 3 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636).

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Налогоплательщики физические лица

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Налогоплательщики юридические лица

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

  • обычных;
  • малых;
  • упрощенцев.

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?

Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

  1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
  2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
  3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
  4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
  5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
  6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
  7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
  8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
  9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

Налоговые агенты

Они также рассматриваются в качестве участников соответствующих правоотношений. К налоговым агентам относят лиц, на которых, согласно НК, возлагаются обязанности по начислению, удержанию у плательщика и перенаправлению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К примеру, в качестве таких субъектов выступают работодатели. Они осуществляют начисление и удержание, а также перечисление во внебюджтеный фон ли бюджет соответствующего уровня (федеральный/региональный/муниципальный) сборов, взимаемых с зарплаты и прочих доходов сотрудников предприятия. Налоговым агентам предоставляются те же права, которые предусмотрены для плательщиков, если другое не устанавливается Кодексом.

П.5.1 ст.23 НК РФ

Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).

Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(Пункт введен — Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ)

Какие ставки по НДФЛ в 2021 году с учётом изменений: таблица

Согласно утвержденным изменениям, которые начнут действовать с 2021 года, ставка налога на доходы физических лиц увеличивается на 2%, но только для доходов, которые превысят 5 млн. рублей за год. Эта предельная сумма дохода будет считаться по всем доходам, которые войдут в совокупность налоговых баз – новый термин главы 23 НК РФ. Доходы можно будет уменьшить на налоговые вычеты, но с учетом некоторых изменений.

Со следующего года налоговые базы для НДФЛ будут считаться раздельно и для резидентов РФ они будет формироваться из следующих доходов:

  • от долевого участия, то есть дивидендов
  • в виде выигрышей, полученных участниками лотерей и азартных игр
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами
  • по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги
  • по операциям займа ценными бумагами
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, учитываемыми на ИИС
  • в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании
  • прочих доходов, в отношении которых применяется ставка 13 %. Прочие доходы будут называться основной налоговой базой (заработная плата, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, а также договоры ИП по основной системе налогообложения и другие)

Объединение всех этих баз как раз и будет называться совокупностью налоговых баз, превышение по которой повлечет увеличение налога.

Для нерезидентов налоговые базы сформируются также раздельно, но только из следующих доходов:

  • в виде выигрышей, полученных участниками лотерей и азартных игр
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами
  • по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги
  • по операциям займа ценными бумагами
  • по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества
  • по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, учитываемым на ИИС
  • от продажи недвижимого имущества и (или) доли (долей) в нем, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения
  • прочие доходы, в отношении которых применяется ставка 30 %

Законопроект содержит исключения по доходам, которые не увеличат совокупность налоговых баз, то есть ставка по этим доходам составит 13%:

  • продажа имущества и (или) долей (кроме ценных бумаг)
  • получение в дар имущества (кроме ценных бумаг)
  • страховые выплаты по договорам страхования и пенсионного обеспечения

Утвержденные изменения содержат обязанность расчета налоговых баз отдельно. Так, для налоговых резидентов при подсчете доходов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами можно будет применить только 2 налоговые вычета:

  • в размере прибыли по операциям с ценными бумагами, находившихся в собственности более 3-х лет по пп.1 п.1 ст. 219.1 НК РФ
  • налоговый вычет при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами по ст. 220.1 НК РФ

Остальные налоговые вычеты применить нельзя. В связи с этим многие инвесторы, имеющие доходы только от операций с ценными бумагами на зарубежных рынках, а также владеющими ИИС, не смогут со следующего года воспользоваться вычетом по типу А для ИИС с зарубежных инвестиционных доходов.

Законодатели не забыли про ИИС. Так, при расчете доходов по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами можно будет применить налоговый вычет по типу Б (пп.3 п.1 ст. 219.1 НК РФ), что достаточно логично. Но указание там же вычета по убыткам прошлых периодов по ст. 220.1 НК РФ заставляет сомневаться. Или в Законе опечатка, или ввели норму, о которой ранее не заявляли, но которая улучшает положение инвесторов.

Для чего такие сложности с раздельной уплатой налога? Дополнительный налог имеет целевую статью расходования. Предполагают, что дополнительно в бюджет поступят более 60 млрд. руб. за 2021 год. Эти средства пойдут на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.

Идея введения налога «для богатых» не нова. Во многих зарубежных странах повышенный налог на доходы обеспеченных людей давно существует. «Приживется» ли у нас повышенная ставка, покажет время, но законодатели считают, что обеспеченные граждане не станут менять свое резидентство или пытаться скрыть свои доходы ради 2%.

Хочется надеяться, что после признания таким образом нашим правительством своего «бессилия» перед назревшей социально-значимой проблемой в стране, таким способом начнется решаться вопрос лечения больных детей с серьезными дорогостоящими заболеваниями.

Ст. 23 НК РФ (действующая редакция)

В первом пункте указаны основные обязанности плательщиков:

  1. Отчислять установленные законом налоги.
  2. Вставать на учет в уполномоченных органах, если это предусматривается иными статьями кодекса.
  3. Осуществлять учет своих расходам/доходам в установленном порядке, если это предписывается законодательством.
  4. Предоставлять контрольному органу по месту учета декларации (расчеты), если это предусмотрено в кодексе.
  5. Направлять в налоговую инспекцию по адресу проживания частнопрактикующего нотариуса, индивидуального предпринимателя, адвоката, учредившего кабинет, по запросу КУДР и хозяйственных операций; по месту расположения юрлица представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность не позже 3-х мес. со дня окончания года. Исключением в последнем случае выступают организации, которые по ФЗ № 402 не обязаны вести бухучет либо являются религиозными объединениями, на которые за отчетные периоды не возлагалось налоговое бремя.
  6. Направлять в налоговые инспекции и должностным лицам документы, необходимые для расчета сборов, в установленном порядке и в случаях, которые предусмотрены в кодексе.
  7. Исполнять требования уполномоченной инстанции об устранении обнаруженных нарушений положений законодательства о налогах, не создавать препятствия для служащих контрольных структур исполнять их должностные обязанности.
  8. Обеспечивать на протяжении 4-х лет сохранность сведений налогового и бухгалтерского учетов, прочих документов, которые требуются для исчисления бюджетных платежей. К ним, в числе прочего, относят бумаги, подтверждающие расходные операции и поступление доходов (для ИП и организаций), выплату налогов, если другое не устанавливается кодексом.
  9. Осуществлять прочие обязанности, предусмотренные отраслевым законодательством.

П.2 ст.23 НК РФ

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя: (В редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

пп.1 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ)

пп.1.1 (Подпункт введен — Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ)

пп.2 о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ)

пп.3 обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

(Подпункт в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

пп.3.1 обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

(Подпункт введен — Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

пп.4 (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ)

Информирование налоговой инспекции

Налогоплательщики должны сообщать в налоговую инспекцию:

об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10 процентов, – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-6, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Исключение составляет участие в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью – об этих фактах в инспекции сообщать не нужно. Кроме того, организации освобождены от обязанности информировать инспекции о предстоящей ликвидации или реорганизации;

об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;

об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;

об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:

1) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);

2) в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.

Сообщение нужно представить по форме № С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;

о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия, определенная в порядке, предусмотренном ст. 105.2 НК РФ, превышает 10%);

об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой;

о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом.

Кроме того, в налоговые инспекции должны направлять сведения:

1) налогоплательщики – физические лица – о наличии у них объектов недвижимости и транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество или транспортным налогом. Сообщения можно не подавать:

если из инспекции было получено уведомление об уплате налога;

если налог был уплачен без уведомления;

если инспекция не направляла уведомление в связи с имеющейся у плательщика льготой по уплате налога;

2) иностранные организации, имеющие в России недвижимое имущество, – о своих учредителях (участниках). Иностранные структуры без образования юридического лица обязаны информировать о своих бенефициарах и управляющих. Сведения нужно подавать в налоговую инспекцию по местонахождению объекта недвижимости, а при наличии нескольких объектов – в одну из таких инспекций по выбору иностранной организации (структуры).

Это следует из положений пунктов 2, 2.1, 3.1, 3.2 статьи 23, статьи 6.1, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 20 июля 2010 г. № 3018/10 и письма Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-02-08/12.

Внимание: со 2 мая 2014 года налогоплательщики освобождены от обязанности информировать налоговые инспекции об открытии (закрытии) банковских счетов, в том числе валютных (подп. «б» п. 1, п. 11 ст. 1 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ)

Это правило не распространяется на банковские счета, открытые за рубежом. Об открытии (закрытии) таких счетов организации по-прежнему обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего учета (ч. 2 ст. 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики обязаны:

платить налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

своевременно вставать на налоговый учет;

вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;

сдавать налоговую отчетность;

сдавать годовую бухгалтерскую отчетность (в течение трех месяцев по окончании года);

представлять налоговым инспекциям и их сотрудникам документы, необходимые для налоговых проверок;

в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета;

в течение шести рабочих дней направлять в налоговую инспекцию электронные квитанции о получении документов, отправленных инспекцией налогоплательщику в электронном виде (например, требования о представлении документов). Передать в инспекцию такую квитанцию налогоплательщик может как самостоятельно, так и через своего уполномоченного представителя (письмо ФНС России от 22 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/6906)

Важно: эта обязанность распространяется только на тех налогоплательщиков, которые должны сдавать налоговую отчетность в электронном виде

Полный перечень обязанностей налогоплательщиков приведен в статье 23 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как обеспечить своевременное информирование налоговой инспекции о получении документов в электронном виде? Организация обязана сдавать отчетность по ТКС.

Ежедневно проверяйте поступление документов из налоговой инспекции и оперативно реагируйте на полученные запросы.

С 1 января 2015 года налогоплательщики, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде, должны иметь возможность получать электронные документы из налоговой инспекции. Такими документами могут быть, например, требования о представлении документов или пояснений, уведомления о вызове в инспекцию и др. При этом просто подключиться к «электронному общению» с ИФНС недостаточно. Организация должна поддерживать обратную связь и подтверждать, что документы получены, электронными квитанциями. Такую квитанцию нужно отправить в инспекцию в течение шести рабочих дней. Сделать это может как законный, так и уполномоченный представитель организации. Например, если срок передачи квитанции истекает, а в офисе отключили Интернет, бухгалтер может отправить электронную квитанцию со своего домашнего компьютера (письмо ФНС России от 22 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/6906).

Важно: шестидневный срок отсчитывайте не с того момента, когда вы получили (открыли) электронный документ, а со дня, когда он был отправлен инспекцией. Пропускать такой срок рискованно – инспекция может заблокировать ваш банковский счет

На то, чтобы принять решение о заморозке счета, у инспекторов есть 10 рабочих дней после того, как истечет шестидневный срок на отправку электронной квитанции. То есть счет может быть заблокирован в любой из дней, входящих в этот 10-дневный период.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 23 и подпункта 2 пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Поэтому, если хотите избежать санкций наверняка, лучше ежедневно проверять, нет ли входящих сообщений из налоговой инспекции.

Совет: на практике возможны ситуации, когда организации придется вести с налоговой инспекцией переписку, выходящую за рамки обычного электронного документооборота. Например, если организация получила неправильно оформленные электронные документы или по ошибке отказалась от их приема.

Бывает, что свои требования инспекции направляют налогоплательщикам обычным электронным письмом или рассылкой. Ни подтвердить, ни отклонить такое сообщение автоматически не удастся. Оно будет среди обычных писем. Чтобы обезопасить себя от возможных претензий, составьте и отправьте в инспекцию письмо через ТКС. В этом письме поясните, что требование инспекции было направлено не по установленному формату. Однако организация готова его исполнить.

Также организация может случайно отклонить электронное требование или запрос инспекции. В этом случае тоже составьте письмо, в котором признайте свою ошибку и подтвердите, что требование (запрос) будет исполнено в установленный срок.

Повышение ставки НДФЛ до 15% в 2021 году: что поменяется

С 2021 года НДФЛ с отпускных, пособий и больничных стало возможным перечислять не позднее последнего числа

того месяца, в котором они были перечислены сотруднику (до этого подоходный налог нужно было перечислять в день их фактической выплаты).

В случае увольнения сотрудника НДФЛ необходимо удерживать и перечислять в тот же день, когда ему был выплачен расчёт в связи с его увольнением.

Если трудовые отношения были прекращены до истечения календарного месяца, датой фактического получения дохода считается последний день работы, за который работнику начислен доход.

Выплаты по договорам гражданско-правового характера не относятся к оплате труда и регламентируются не ТК РФ, а Гражданским кодексом.

В соответствии с этим, датой фактического получения дохода считается день выплаты дохода по договору ГПХ (в том числе и для выплаченных авансов).

Поэтому НДФЛ с авансов и выплат по договорам ГПХ необходимо удерживать и перечислять в день их фактической выплаты.

В слайдерах ниже перечислены виды отчетности, которую необходимо сдавать за работников по НДФЛ.

Обратите внимание!

Если компания или ИП выплачивает денежные средстваболее 10 физлицам , то с 1 января 2021 формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ нужно сдавать строгов электронном виде . Ранее такая обязанность возлагалась на тех, у кого работает 25 и более человек.

Работодатели обязаны вести внутренний учёт выплаченных доходов, предоставленных налоговых вычетов, а также исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по каждому сотруднику. Делать это необходимо в регистрах налогового учета.

Законом форма налогового регистра не утверждена, поэтому организации и ИП должны самостоятельно разработать свою форму этого документа (cкачать образец).

Обязанности агентов

Этим субъектам налоговых правоотношений надлежит:

  1. Своевременно и правильно осуществлять исчисление, удержание из средств, которые выплачиваются плательщиками, направлять во внебюджетные и бюджетные фонды соответствующего уровня налоги.
  2. Не позже месяца сообщать письменно в контрольную инстанцию по адресу постановки на учет о невозможности осуществить списание с дохода и сумме задолженности.
  3. Вести учет поступлений налогоплательщика, удержанных и направленных в бюджетные/внебюджетные фонды обязательных платежей, в том числе индивидуально по каждому лицу.

В случае невыполнения указанных обязанностей или ненадлежащего их исполнения налоговые агенты несут ответственность по установленному в законодательстве порядку.

Заключение

Налогообложение представляет собой одну из ключевых сфер государственной деятельности. От того, насколько четко регламентированы обязанности и права субъектов, участвующих в правоотношениях, будет зависеть не только достижение главных целей — полное и своевременное получение средств от организаций и граждан. Регулирование налоговых правоотношений позволяет обеспечить защиту имущественных прав плательщиков. Обязательство по отчислению платежей, более чем другие, содержит противоречие, которое выражается в столкновении общественного и частного интереса.

В этой связи в качестве ключевой задачи на этапе формирования и введения налоговых сборов, законодательных предписаний, регламентации содержания правоотношений выступает поиск оптимального баланса между ними. Именно для этого приняты основы кодекса. В законодательстве четко регламентируется процесс осуществления прав и исполнения обязанностей всех субъектов налогообложения. Жесткая взаимосвязь между юридическими возможностями и обязательствами, четким регулированием вопроса об их реализации обусловили возникновение процедурных предписаний.

Сегодня в действующей редакции кодекса этих норм достаточно много. Вслед за ними в рамках налогового обязательства возникли правоотношения процедурного характера. За счет жесткой регламентации содержания бремени исключается возможность злоупотребления со стороны любого субъекта, участвующего в них

Немаловажно и то, что тщательная проработка предписаний и правил, осмысленное их внедрение в общественную жизнь, сферу хозяйствования позволяет осуществить надлежащий контроль соблюдения законодательства, полнотой и своевременностью направления отчислений в бюджет. Неисполнение предусмотренных нормативными документами обязательств влечет ответственность виновных лиц

Уполномоченные инстанции обладают правом применять меры государственного принуждения, в числе которых, например, блокирование расчетных счетов должника, штрафы, пени. Наложение санкций при этом не избавляет должников от обязанности погасить основную задолженность

Отдельное внимание уделяется в законодательстве предоставлению отчетной документации. Она отражает реальное положение дел на предприятии или у ИП

Декларация также выступает в качестве эффективного контрольного инструмента.