Налоговые льготы

Комментарий к статье 407 Гражданского Кодекса РФ

1. Прекращение обязательства есть отпадение правовой связанности его субъектов, утрачивающих вследствие этого субъективные права и обязанности, составляющие содержание обязательства.

Глава 26 ГК называет десять оснований прекращения обязательств: надлежащее исполнение, отступное, зачет, совпадение должника и кредитора в одном лице, новация, прощение долга, невозможность исполнения, акт государственного органа, смерть гражданина, ликвидация юридического лица. Однако данный перечень не является исчерпывающим, поскольку п. 1 комментируемой статьи предусматривает возможность установления иных оснований прекращения в ГК, других законах и иных правовых актах, а также в договоре.

Так, помимо перечисленных выше, Кодекс признает значение прекращающего обязательство факта за наступлением отменительного условия (см. п. 2 ст. 157 ГК и коммент. к ней), окончанием срока действия договора (см. п. 3 ст. 425 ГК и коммент. к ней) и др. Отдельные основания прекращения обязательств установлены в СК (ст. 120), Законе о банкротстве (п. 9 ст. 142, ст. 156 и др.).

Законы и иные нормативные акты могут предусматривать особенности, касающиеся условий применения некоторых способов прекращения обязательств (см., например, ст. 157 КТМ, п. п. 8 и 9 ст. 142 Закона о банкротстве).

2. Пункт 1 комментируемой статьи предоставляет сторонам возможность установить иные (не поименованные в законе) основания прекращения обязательств, а также предусмотреть условия и механизм прекращения обязательства. При этом в силу п. 5 ст. 421 и п. 2 ст. 422 ГК (см. коммент. к ним) свобода сторон в формулировании таких условий ограничивается лишь необходимостью соблюдения императивных норм закона или иного правового акта.

3. В силу п. 1 обязательство может быть прекращено как полностью, так и в соответствующей части. В последнем случае оставшаяся часть связывающего кредитора с должником обязательственного правоотношения сохраняет силу. Частичное прекращение возможно только в отношении делимых обязательств и выражается, как правило, в уменьшении их предмета (например, уменьшении количества передаваемого товара).

Данные правила имеют универсальный характер и применяются ко всем способам прекращения обязательств, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа соответствующего способа.

Частичное прекращение обязательства следует отличать от его изменения (см. п. 1 ст. 450 ГК и коммент. к ней).

4. Пункт 2 предусматривает, что прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, установленных законом или договором.

Закон предусматривает два режима прекращения обязательства по требованию одной из сторон. Во-первых, это право на односторонний отказ от исполнения обязательства (см. ст. 310, п. 3 ст. 450 ГК и коммент. к ним). Во-вторых, это возможность одной из сторон договора потребовать его расторжения в судебном порядке (см. п. 2 ст. 450 ГК и коммент. к ней).

Право заключения соглашения, предусматривающего возможность прекращения обязательства по требованию одной из сторон, вытекает из принципа свободы договора. Такое соглашение будет действительным, если оно не нарушает императивные предписания закона.

5. Прекращение основного обязательства по общему правилу влечет прекращение и связанных с ним дополнительных обязательств (см. п. 1 ст. 352, п. 1 ст. 367 ГК и коммент. к ним). В то же время прекращение дополнительного обязательства не влияет на судьбу основного.

Указанные правила не затрагивают вопроса о влиянии прекращения основного обязательства на судьбу штрафных санкций, причитающихся кредитору. Притязания на уплату неустойки (процентов, убытков) возникают в силу самостоятельного основания (неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства), являются содержанием особого (охранительного) правоотношения, обладают самостоятельной имущественной ценностью и не выступают в качестве составной части основного обязательства. Как следствие, прекращение последнего само по себе не затрагивает указанных притязаний и не лишает кредитора права требовать с должника образовавшиеся до момента прекращения основного обязательства суммы имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (см. п. 1 письма ВАС N 104).

6. Правила комментируемой статьи, как и всей гл. 26 ГК в целом, распространяются на все обязательства независимо от основания их возникновения. Иное может быть предусмотрено правилами об отдельных обязательствах.

Комментарий к статье 407 ГК РФ

1. Прекращение обязательства — завершающий этап его действия. Прекращение наступает в результате исполнения обязательства только при условии, если сторонами выполнены определенные требования, установленные ГК, иными правовыми актами или соглашением сторон. Такое положение ранее отсутствовало в гражданском законодательстве. Помимо изложенных в данной главе оснований закон устанавливает иные основания в отношении отдельных видов обязательств, например купли-продажи, аренды, поручения, подряда.

2. Примером прекращения обязательства по требованию одной из сторон могут служить ст. ст. 450, 619 и 620 ГК, в соответствии с которыми стороны договора имущественного найма вправе досрочно расторгнуть договор при определенных нарушениях его условий другой стороной.

Статья 406. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

2. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении:

  • жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
  • объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
  • единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
  • гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
  • хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

3. Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

4. В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

Ставки налога
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) Ставка налога
До 300 000 рублей включительно До 0,1 процента включительно
Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно
Свыше 500 000 рублей Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

5. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

  1. кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);
  2. вида объекта налогообложения;
  3. места нахождения объекта налогообложения;
  4. видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

6. Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:

  1. в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения — по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи;
  2. в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения — по налоговой ставке 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3 процента в отношении остальных объектов.

Земельный налог

Земельный налог — федеральный, а потому и действует во всех регионах одинаково. Касается это и льготы для пенсионеров, хотя предоставляется она не в стандартном виде — полного освобождения федеральный центр не гарантирует.

Другими словами, им предоставляется скидка в размере кадастровой стоимости 6 соток их участка. Так, при наличии в собственности 10 соток, платить придется только за 4 из них. А если, например, такой участок меньше 6 соток — налог и вовсе не платится. К тому же, регионы могут дополнительно предоставлять льготы категориям населения, которые, по их мнению, в этом нуждаются (ст. 387 НК). Например, питерские власти освободили совсем пенсионеров от земельного налога в отношении участков до 25 соток (ст. 5 Закона г. Санкт-Петербурга № 617-105 «О земельном налоге»).

Пункт 1: предоставление налоговых льгот

Ст. 407 Налогового кодекса РФ п. 10 определяет, что к льготным категориям относятся пенсионеры, которые получают пенсии в соответствии с пенсионным законодательством и лиц, которые достигли 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно). Законодательство РФ предусматривает пожизненную выплату для них каждый месяц.

Другими льготными категориями являются:

инвалиды первой и второй категории;
герои СССР и герои РФ, граждане, получившие орден Славы;
участники ВОВ, гражданской войны и иных боевых операций по защите СССР;
инвалиды детства;
военнослужащие и граждане, которые уволены с военной службе при достижении пенсионного возраста;
вольнонаёмные лица ВМФ, Советской Армии, госбезопасности и МВД;
лица, которые участвовали в отрядах особого риска при испытаниях термоядерного и ядерного вооружения, устранении аварий ядерных установок и т.п.;
граждане, которые были призваны на военные сборы либо уволенные с военной службы в Афганистане и прочих государствах, в которых проводились военные действия;
родители и супруги госслужащих и военнослужащих, которые погибли при выполнении должностных обязанностей;
военнослужащие и те, кто был уволен с военной службы в результате достижения максимального возраста, состояния здоровья либо выслугу 20 лет;
члены семей военных, которые утратили кормильца;
физлица, которые стали инвалидами из-за испытаний ядерного оружия либо космической техники;

Также ст. 407 Налогового кодекса РФ глава 32 устанавливает возможность получения льготе при налогообложении по отношению к объекту каждого типа по выбору плательщика не зависимо от численности оснований для использования налоговых льгот. Получить её можно по отношению к таким видам объектов:

частный дом;
хозяйственное сооружение;
квартира либо комната;
помещение либо сооружение;
гараж или место для автомобиля.

П.1 ст.407 НК РФ

С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

пп.1 Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

пп.2 инвалиды I и II групп инвалидности;

пп.3 инвалиды с детства, дети-инвалиды; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ)

пп.4 участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий; (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ)

пп.5 лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

пп.6 лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

пп.7 военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

пп.8 лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

пп.9 члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ)

пп.10 пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

пп.10.1 физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года; (Подпункт введен — Федеральный закон от 30.10.2018 № 378-ФЗ)

пп.11 граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

пп.12 физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

пп.13 родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

пп.14 физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, — в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, — на период такого их использования; (В редакции Федерального закона от 30.09.2017 № 286-ФЗ)

пп.15 физические лица — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Статья 407 НК РФ с комментариями

В данной статье каждый сможет узнать какая именно категория граждан вправе рассчитывать на преимущество в налогообложении.

Исходя из статьи 407, послабление получают:

  1. Инвалиды с детства.
  2. Инвалиды 1 и 2 группы.
  3. Лица, принимавшие и участвовавшие в Великой Отечественной и Гражданской войне, а также в прочих операциях, целью которых была защита страны.
  4. Закон содержит в себе список лиц работавших в государственной безопасности, Военно — Морском флоте и в органах внутренних дел во время защиты городов, на которые распространяются привилегии.
  5. Граждане, которые получили радиационные воздействия в результате произошедшей катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Следует учесть: налоговые льготы для налогоплательщиков предоставляются лишь на один объект, подлежащий уплате налогов.

При этом важно знать, что наличие сразу нескольких оснований для получения преимущества не увеличивает наличие объектов налогообложения. Исходя из статьи 407 НК РФ, к таковым относятся квартиры, комнаты, дома, а также гаражи и места для парковки

Недвижимость, подлежащая налогообложению, должна находиться в собственности

Исходя из статьи 407 НК РФ, к таковым относятся квартиры, комнаты, дома, а также гаражи и места для парковки. Недвижимость, подлежащая налогообложению, должна находиться в собственности.

Юристы рекомендуют ознакомиться с тем, что такое налоговый учет, и как он организуется на предприятии.

Транспортный налог

Транспортный налог — региональный, а потому льготы по нему и условия их предоставления — компетенция каждого конкретного субъекта федерации. И далеко не все из них «брызжут щедростью» в адрес пенсионеров. Например, для столицы одного лишь «пенсионного» недостаточно — вы должны быть ветераном, инвалидом, чернобыльцем или иным льготником «по поводу». Не последовали столичному примеру в Тульской области. Здесь пенсионеры получают скидку в 50% от суммы налога за один автомобиль с двигателем до 150 л.с. (ст. 8 Закона Тульской области № 343-ЗТО «О транспортном налоге»). Более щедрыми оказались и законодатели Санкт-Петербурга (ст. 4-1 Закона СПб № 487-53 «О транспортном налоге»). Они предусмотрели льготу пенсионерам и гражданам 55-60 лет: во-первых, на один отечественный автомобиль, мощностью до 150 л.с.; во-вторых, на катер, моторную лодку или иное плавсредство, мощностью до 30 л.с. В числе других «льготных» регионов — Ленинградская область, Алтайский край, Брянская область, Дагестан, Забайкалье, Карелия и другие. Условия в каждом регионе разные. Уточните актуальную информацию для вашего региона при помощи справочного сервиса от ФНС.

Что будет, если не заплатить налог

В случае если водитель проигнорировал ежегодную оплату транспортного налога, ФНС в течение трех месяцев направит ему соответствующее требование. На это должнику отводится 8 дней с момента получения уведомления. Если этого не будет сделано, то налог, штраф и пени, которые начисляются с первого дня просрочки задолженности, будут взыскивать через суд в принудительном порядке. Скорее всего, необходимые средства будут списаны с банковской карты водителя, а если их не хватит, его счет может быть заблокирован.

Кроме этого, серьезные просрочки платежей могут обернуться запретом на выезд за границу и даже арестом недвижимости или автомобиля. Водителей, которые решили скрыть от ФНС факт владения машиной, также обяжут оплатить налог и прибавят к этой сумме 20%.

Первоисточник https://www.autonews.ru/news/5f86a4259a7947ef0b30b171?from=column_34

Как и когда оплатить пошлину

В 2020 году транспортный налог необходимо оплатить до 1 декабря. Сделать это можно после получения квитанции из налоговой инспекции. В ней указаны все необходимые данные и реквизиты. Чаще всего платежка приходит заблаговременно, чтобы у водителя было время выделить нужную сумму и определиться с вариантами оплаты. Для этого можно воспользоваться непосредственно сайтом ФНС.

Также оплату можно произвести на портале Госуслуг. Однако сделать это могут только зарегистрированные пользователи ЕСИА с учетной записью в статусе «Подтвержденная». Наконец, заплатить пошлину можно воспользовавшись терминалом любого банка. Однако в условиях пандемии COVID-19 автовладельцам все же пока стоит остановить свой выбор на онлайн-сервисах.

Как рассчитать пошлину

Чаще всего водителю не требуется самостоятельно рассчитывать сумму пошлины. Обычно это делает сама налоговая служба на основе данных о мощности двигателя машины, а также сроках эксплуатации автомобиля. Проверить эти расчеты может сам владелец транспортного средства с помощью специального онлайн-калькулятора. Воспользоваться этим сервисом можно на сайте налоговой службы, выбрав необходимый регион, а также указав в специальном меню полагающиеся автовладельцу льготы

Важно помнить, что автомобилист не может выбирать регион с самыми низкими коэффициентами — машину можно ставить на учет только там, где зарегистрирован сам владелец транспортного средства

Как получить налоговую льготу?

  • Обратиться в любое подразделение ФНС лично.
  • В таком случае вам также придется предъявить налоговикам паспорт.
  • Если «дружите» с компьютером — проще подать документы через личный кабинет на сайте ФНС. Здесь все заполняется автоматически. Но чтобы воспользоваться им, необходимо предварительно получит в ФНС регистрационную карту, иметь квалифицированную электронную подпись или быть зарегистрированным в ЕСИА.
  • Направить заявление и документы по почте.
  • Обратиться в ближайший МФЦ, если он предоставляет такие услуги.

После получения, у ФНС есть 30 дней на рассмотрение заявления. Как только будут результаты, вас обязательно уведомят о них способом, о котором вы укажете в заявлении. В последующие годы подавать заявление не придется — в будущем льгота будет засчитываться автоматически.